Это дурно пахнет: картины великих художников, на которых персонажи справляют нужду

29.06.2018

Босх, Брейгель, Дали, Верещагин и даже Шагал не стеснялись изображать какающих людей

1. Марк Шагал. Над городом. 1918

Да-да, и на этом романтично-возвышенном полотне Шагала - тоже есть испражняющийся у зрителей на виду персонаж! Не замечали? Сейчас присмотримся...

Эта картина - автопортрет влюблённого художника: Марк Шагал парит над родным Витебском со своей первой женой Бэллой (она рано умрёт, но так и останется главной женщиной в его жизни).

Но посмотрите в нижний левый угол полотна. Что там, усевшись под забором и сняв штаны, делает мужчина, которого настигла не любовь, но явно не менее сильное и неудержимое чувство?

Шагал недвусмысленно намекает: мир большой, в нем высокое и низкое рядом, все связано и всему есть своё место. Вон и за заборами - не голубки или пруд с лебедями, а пасущийся козёл. С такими деталями картина о летающих влюблённых получается уже не такой приторной.

2. Василий Верещагин. Русский лагерь в Туркестане. 1860-е

Верещагин - бесстрашный художник, он сам участвовал в нескольких войнах. Но ещё больше смелости ему требовалось для того, чтобы изображать войну на своих полотнах не так, как принято. Принято было воспевать на холстах победы русской армии, доблесть воинов, мудрость военачальников. А Верещигин войну ненавидел всем сердцем, а потому изображал её со всеми мерзостями: с горами черепов (помните его знаменитый "Апофеоз войны"?) и полями трупов.

Верещагин не любил войну, но любил человека - особенно живого. И на этой его картине как раз живые солдаты. Война войной, а опорожнение кишечника - по расписанию. Персонаж, изображенный на переднем плане, успевает в перерыве между боями получить сразу два удовольствия: облегчиться и покурить трубку.

3. Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559

На этой картине Брейгель проиллюстрировал около сотни пословиц, которые были в ходу у его современников. Проиллюстрировал он их буквально: в пословицах и поговорках обычно заключён метафорический смысл, а Брейгель показывает на картине ровно то, что звучит в половице. От этого картина получилась смешной, абсурдной, по-хорошему странной и очень увлекательной.

Пословицы и поговорки - это народное творчество, а оно обычно бывает прямолинейным и грубоватым. Так что место какающему мужчине на шедевре Брейгеля нашлось.

Исследователи видят в этом фрагменте картины пословицу "Испражняться на мир" (наверняка первое слово в оригинале звучало погрубее) - мужчина буквально справляет нужду на земной шар. Прямой смысл этой пословицы таков: относиться к чему-либо пренебрежительно, без должного внимания и уважения, игнорировать всё.

В современном русском языке существуют аналоги этого выражения: мне насрать на это; срать я на это хотел и т.п. Ну, вы и сами их отлично знаете.

4. Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500-е

На правой (адской) створке знаменитого триптиха изображён самый необычный акт дефекации в истории живописи: на горшке-троне восседает птицеголовый Дьявол, который пожирает души дьяволов, и тут же , в непереваренном виде, вываливает их в выгребную яму.

У самой ямы - еще парочка любопытных персонажей. Слева скупец, в наказание за свой грех, обреченный вечно испражняться золотыми монетами. А справа - обжора, ему в аду суждено изрыгать лакомства, которыми он злоупотреблял при жизни.

5. Сальвадор Дали. Мрачная игра. 1929

Как это обычно бывает у Дали, эта картина напичкана иррациональными образами из снов, от которых просыпаешься в восторге и в холодном поту. Обратите внимание на нижний правый угол угол картин - там мужчина, который не снял исподнего, но справил большую нужду.

Зачем здесь этот человек в нечистом белье? Дали считал, что эпатажа никогда не бывает слишком много: эта картина дала публике повод посудачить в пристрастии художника к копрофагии (так называют поедание экскрементов).