Как римский император убивал своих гостей лепестками роз

8 June 2018
3k full reads
4 min.
4k story viewUnique page visitors
3k read the story to the endThat's 75% of the total page views
4 minutes — average reading time

Картина расскажет историю. Выпуск 2

На этой картине в нежно-розовых тонах запечатлено ужасное развлечение малолетнего римского правителя, который прославился жестокостями и распутством
Лоуренс Альма-Тадема. Розы Гелиогабала. 1888. Частная коллекция
Лоуренс Альма-Тадема. Розы Гелиогабала. 1888. Частная коллекция

На гостей, приглашённых на изысканный пир, внезапно обрушивается поток цветочных лепестков: восторг от такого зрелища и от аромата роз быстро сменяет ужасом - гости задыхаются под толщей лепестков, не в силах выбраться из-под них. Таков сюжет картины, написанной в 19-м веке, а показанный в ней события (если таковые вообще имели место) относятся к началу 3-го века нашей эры.

Главный герой этой картины - молодой человек по имени Антонин Гелиогабал. Римским императором он стал в 14 лет, а уже в 18 был убит: противники, возмущенные его неподобающим правлением и образом жизни, убили его, протащили мёртвым по улицам и сбросили в Тибр.

Гелиогабал (это своё прозвище он получил в честь бога Солнца, которого очень почитал) изображён на полотне рядом со своей матерью. Она всегда была рядом с ним, даже на заседаниях сената, что возмущало современников не меньше, чем сексуальная распущенность императора.

Как римский император убивал своих гостей лепестками роз

Сам Гелиогабал выглядит очень женственным, на его голове - диадема с цветком: он любил рядиться в женские одежды, а на дворцовых спектаклях исполнял роль Венеры. О прихотях и развлечениях малолетнего развратника слагали легенды: говорили, он никогда не спал с одной и той же женщиной дважды. Впрочем, с мужчинами он тоже был переборчив.

Вот цитата из "Истории августов" - коллективного сборника жизнеописаний римских императоров. Историки всегда относились с большой осторожностью к этому труду, составленному предположительно в 4-м веке нашей эре: в нём очевидно много недостоверных деталей, но они столь увлекательны и пикантны, что интерес к ним не утрачивается по сей день:

... в Ри­ме у него бы­ло толь­ко од­но за­ня­тие: он имел при се­бе рас­сыль­ных, кото­рые разыс­ки­ва­ли для него людей с боль­ши­ми по­ло­вы­ми ор­га­на­ми и при­во­ди­ли их к нему во дво­рец для то­го, чтобы он мог на­сла­дить­ся свя­зью с ни­ми... Он видел глав­ный смысл жиз­ни в том, чтобы быть до­стой­ным и спо­соб­ным удо­вле­тво­рять по­хоть воз­мож­но боль­ше­го чис­ла людей.

"История августов" также подробно живописует любовь Гелиогабала к роскоши:

Смысл жиз­ни со­сто­ял для него в при­ду­мы­ва­нии ка­ких-ни­будь но­вых на­слаж­де­ний. Он пер­вый стал де­лать студень из рыб, уст­риц обык­но­вен­ных и с глад­ки­ми ра­ко­ви­на­ми, а так­же из дру­гих та­ко­го ро­да ра­ко­вин, из лан­густ, кра­бов и скилл. Он усти­лал ро­за­ми сто­ло­вые, и ло­жа, и пор­ти­ки и гу­лял по ним; так­же — вся­ко­го ро­да цве­та­ми: ли­ли­я­ми, фиал­ка­ми, ги­а­цин­та­ми, нар­цис­са­ми. Он ку­пал­ся в во­до­е­мах толь­ко в том слу­чае, ес­ли туда бы­ли вли­ты цен­ные ду­ши­стые ма­зи или эс­сен­ция ша­фра­на. Он не со­гла­шал­ся воз­лечь на ло­же, ес­ли оно не бы­ло по­кры­то за­ячьим ме­хом или пу­хом ку­ро­па­ток, кото­рый на­хо­дит­ся у них под кры­лья­ми; по­душ­ки он ча­сто ме­нял... Кро­ме то­го, жем­чу­гом, вме­сто пер­ца, он по­сы­пал рыб и трю­фе­ля....

А вот легенде, которая положена в основу этой картины, уделено всего одно предложение:

В сво­их сто­ло­вых с раз­движ­ны­ми потол­ка­ми он за­сы­пал сво­их при­хле­ба­те­лей та­ким ко­ли­че­ст­вом фиа­лок и цве­тов, что неко­то­рые, не бу­дучи в си­лах вы­брать­ся на­верх, за­дох­нув­шись, ис­пус­ка­ли дух.
Как римский император убивал своих гостей лепестками роз

Историки склоняются к тому, что казнь цветочными лепестками - это миф. Тем более, подобное рассказывают и о других римских императорах, прославившихся жестокостью и любовью к роскошной жизни. Они то убивают гостей цветами ради потехи, то расправляются таким образом с врагами.

Что же касается Гелиогабала, посвященная ему глава в "Истории Августов" содержит несколько эпизодов, рассказывающих о том, как император потешался над гостями своих эксцентричных вечеринок. Вот несколько примеров:

Ча­сто он за­пи­рал сво­их пья­ных дру­зей и но­чью вне­зап­но впус­кал к ним при­ру­чен­ных львов, лео­пар­дов, мед­ведей, так что, про­будив­шись на рас­све­те или, что бы­ло еще страш­нее, но­чью, они на­хо­ди­ли в той же ком­на­те львов, мед­ведей, лео­пар­дов; мно­гие от это­го ис­пус­ка­ли дух.
Пе­ред сво­и­ми при­хле­ба­те­ля­ми, на­хо­див­ши­ми­ся за вто­рым сто­лом, он при­ка­зы­вал ста­вить по­до­бия ку­ша­ний, сде­лан­ные — то из вос­ка, то из сло­но­вой ко­сти, ино­гда — гли­ня­ные, кое-ко­гда — из мра­мо­ра или бу­лыж­ни­ка, так что им да­ва­лась воз­мож­ность видеть вос­про­из­веден­ные с по­мо­щью раз­но­го ма­те­ри­а­ла та­кие блюда, из ка­ких со­сто­ял его обед; при пе­ре­мене блюд они толь­ко пи­ли и мы­ли ру­ки, слов­но они в са­мом де­ле по­ели
Сво­их при­хле­ба­те­лей он уго­щал обеда­ми из стек­ла, а ино­гда по­сы­лал им на стол столь­ко укра­шен­ных вы­шив­ка­ми ска­тер­тей с изо­бра­же­ни­я­ми всех по­да­вав­ших­ся на стол видов съест­но­го, сколь­ко бы у него ни бы­ло пе­ре­мен блюд, при­чем все это бы­ло ли­бо вы­ши­то иг­лой, ли­бо вы­тка­но в виде ри­сун­ков. Ино­гда пе­ред ни­ми ста­ви­лись кар­ти­ны, так что им как буд­то по­да­ва­лось все, а на са­мом де­ле они ис­пы­ты­ва­ли му­ки го­ло­да.
Как римский император убивал своих гостей лепестками роз
Интересно, какие фрукты изобразил на своей картине Лоуренс Альма-Тадема - съедобные или бутафорские?
Как римский император убивал своих гостей лепестками роз

Картину "Розы Гелиогабала" художнику заказал член британского парламента, баронет Джон Эйрд. Альма-Тадема работал над картиной 4 месяца (она большая - больше двух метров в ширину). В Англии в это время года розы не цвели, так что художник выписывал их с юга Франции - розовые лепестки ему доставляли еженедельно в течение этих четырёх месяцев.