Как снимали советское фэнтези "Вечера на хуторе близ Диканьки": трюки, секреты, ляпы

07.01.2018

Экранизировать фантазию Гоголя в 1961-м году - тот еще челлендж. Взять хотя бы летающие вареники...

Летающие вареники

С варениками, которые Пацюк одним взглядом отправляет сначала в миску со сметаной, а потом себе в рот, связан самый очевидный ляп фильма. Который к тому же повторяется в кадре несколько раз подряд.

Вареник падает в миску с измазанными сметаной стенками, а потом купается в сметане в миске, стенки которой абсолютно чистые.

А всё потому, что никакие вареники на съёмках, конечно, не летали: актёр Николай Яковченко, сыгравший Пацюка, их попросту выплёвывал, а мы всё видим в обратной перемотке. Ну а купали вареник в сметане в совсем другой - чистой - миске. Для купания вареников использовали булавки, с помощью которых управляли варениками снизу, из сметаны.

Режиссёр фильма Александр Роу очень любил эффект перемотки. Когда чёрт подпрыгивает высоко, резко взлетает - на самом деле актёр (или дублёр) спрыгивает вниз с высоты, а нам показывают это в обратном порядке.

Больше всего трюков пришлось делать 58-летнему Георгию Милляру

Конечно, в помощь актёру, сыгравшему чёрта, пригласили дублёра - циркового акробата, но тот в самом начале съёмок получил травму, а времени вызывать нового не было.

Полёты чёрта по небу - это по сути и есть цирковая воздушная гимнастика, только вместо сложных, опасных, грациозных трюков - смешные движения, больше напоминающие плавание в воздухе, а вместо суперспособностей - страховочный трос. Трос выкрасили в чёрный цвет - под цвет бархата, который в съёмочном павильоне исполнял роль неба.

Кстати, летала в ночном небе и Солоха. Звёзды, которые она воровала с неба и складывала себе в сумку, - ёлочные игрушки. Тоже на чёрных нитках висят: в фильме видно, как актриса с усилием нитки обрывает.

Искусство требует жертв

Милляр также решил помёрзнуть ради искусства: отбраковал тёплый меховой костюм, который ему сшили для роли, и попросил сделать более тонкий, чтобы лучше были видны движения его героя. Он даже от павильонных съёмок сцены с маканием в прорубь отказался - и полез в настоящую ледяную воду! Согревался потом одеколоном. Тройным. Внутрь. Выпить актёр любил, был грех.

Второй подбородок великолепной Солохи

Сорокалетнюю Солоху сыграла стройная красавица Людмила Хитяева, которой был всего 31 год. Конечно, Солоха - ведьма, почти не стареет, но хотя бы украинскую дородность изобразить надо. Проблему крутых бёдер решили просто - с помощью нескольких пышных юбок, надетых одна на другую. Но не помешал бы еще и второй подбородок...

Разумеется, гримёров вроде тех, которые с помощью силиконовых накладок сделали из поджарого Гэри Олдмена тучного Уинстона Черчилля, в распоряжении Александра Роу не было, а те, что были, и так были заняты, - гримом чёрта: Миляра гримировали по 6 часов в день.

Решили, что Хитяева просто будет наклонять голову так, чтобы в определённых ракурсах у неё появлялась складка в районе подбородка. И иногда это срабатывало!

Но стоило Солохе принять другую позу - и становилось ясно, что никакая она не сорокалетняя толстушка, а самая настоящая красавица с идеальной линией подбородка:

Хорошо хоть одежда не подводила - пышные юбки стабильно изображали пышный зад:

А вот снег - настоящий. Но не украинский

Настоящая Диканька существует и сейчас - в Полтавской области, на Украине. Но снимали фильм не там.

Во-первых, нам ли с вами не знать, что снежные зимы случаются вовсе не ежегодно. Во-вторых, к съёмкам фильма удалось приступить только в марте - сошёл уже и тот снег, что был. Ватой и пенопластом не обойдешься - слишком много сцен разворачивается на улице, прямо в сугробах. Так что вся съёмочная группа отправилась на Кольский полуостров - там в небольшом городке Кировске специально для фильма отстроили хаты-мазанки, церквушку, ну а снега кругом и так было полно, таять он и не думал.

Путаница с названием фильма

Повесть Гоголя про чёрта, укравшего луну и слетавшего с кузнецом Вакулой к царице за черевичками для капризницы Оксаны, называется "Ночь перед Рождеством". Но слово Рождество в названии советского фильма тогда видеть не хотели - вот и взяли в качестве названия фильма название всего гоголевского цикла об ужасах и чудесах в украинской деревеньке на Полтавщине - "Вечера на хуторое близ Диканьки".

А название повести в самом начале фильма всё равно появляется: титры сделаны в виде книги, страницы которой перелистываются и останавливаются на названии повести.