Кто мог сыграть главных героев "Иронии судьбы" вместо Мягкова, Брыльской и Яковлева

4 January 2018
5,2k full reads
9 min.
9,3k story viewsUnique page visitors
5,2k read the story to the endThat's 57% of the total page views
9 minutes — average reading time

Андрей Миронов, Светлана Немоляева, Людмила Гурченко, Наталья Гвоздикова... Почему им не достались роли в культовом фильме?

Барбара Брыльска, Эльдар Рязанов и Андрей Мягков на съёмках фильма "Ирония судьбы, или с Лёгким паром!"
Барбара Брыльска, Эльдар Рязанов и Андрей Мягков на съёмках фильма "Ирония судьбы, или с Лёгким паром!"

Эльдар Рязанов очень долго бился над поиском актёров для фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" В своей книге "Неподведённые итоги" режиссёр подробно об этом рассказывает (ниже будут приведены несколько цитат из неё) - и из этого рассказа становится ясно, что долговечный успех этого фильма не был случайностью.

Вот как Рязанов объясняет, почему ему было важно не ошибиться с выбором исполнителей главных ролей:

Веселая, почти водевильная путаница, которая лежала в основе сценария, толкала на облегченное, где-то эксцентрическое, местами гротесковое решение. Однако я отказался от подобной интерпретации, Мне хотелось создать ленту не только смешную, но и лирическую, грустную, насыщенную поэзией. Хотелось сделать ее максимально жизненной, чтобы зритель безоговорочно верил в реальность невероятных происшествий. С другой стороны, хотелось, чтобы эта лента стала рождественской сказкой для взрослых.
Солирующими инструментами в режиссерской партитуре должны были стать исполнители главных ролей — Евгения Лукашина и Надежды Шевелевой. Острые, гротесковые, эксцентрические актеры не годились для трактовки, которую я избрал. Чисто драматические артисты тоже не подходили. Мы искали актеров, в равной степени владеющих как органичным, мягким (так и хочется скаламбурить — «мягковским») юмором, так и подлинной драматичностью. Кроме того, от исполнителей требовались обаяние и привлекательность, умение обнажать свои чувства, оставаясь при этом деликатными и целомудренными, требовались тонкость, душевность и трепетность, потому что фильм рассказывал о любви.

Какие звёзды пробовались на роль Жени Лукашина и как она досталась Андрею Мягкову?

Очень хотел сыграть Лукашина Андрей Миронов, но Рязанов совершенно справедливо усомнился, что зритель поверит его Лукашину, когда тот станет рассказывать о неудачных отношениях с женщинами: какая женщина в здравом уме отвергнет героя с внешностью и харизмой Миронова? И какой из Миронова застенчивый любовник?

Актриса Ольга Науменко получила свою роль Гали, брошенной невесты Лукашина, именно после проб в паре с Олегом Далем: на пробах они наряжали ёлку и спорили насчёт встречи Нового года в компании с Катанянами. А кандидатуру Даля пришлось отклонить: слишком молодо выглядит - а маме героя ведь придётся переживать, что он уже немолод, а всё ещё холост.

В Станиславе Любшине взыграла гордыня: узнав, что ради роли Лукашина затеяли целый конкурс, он взял самоотвод.

А в Петре Вельяминове, увы, не обнаружилось достаточного количества комического таланта.

Вверху - кандидаты на роль Жени Лукашина (слева направо): Андрей Миронов, Олег Даль, Станислав Любшин, Пётр Вельяминов.
Вверху - кандидаты на роль Жени Лукашина (слева направо): Андрей Миронов, Олег Даль, Станислав Любшин, Пётр Вельяминов.

Вот что Эльдар Рязанов рассказывает о появлении в фильме Андрея Мягкова:

Появился он у нас в подготовительном периоде фильма «Ирония судьбы» совершенно случайно. Мы составили четыре актерские пары, которые намеревались попробовать на роли героини и героя. Но внезапно один из претендентов, замечательный Станислав Любшин, узнав, что придется участвовать в конкурсе, отказался от кинопробы. В рядах претендентов образовалась брешь, кандидатка на роль Нади осталась без партнера. И тут возникла мысль «заткнуть дыру» Мягковым. Энтузиазма эта идея у меня не вызвала никакого. Я искал комедийного исполнителя, а Мягков до сих пор ни в одной своей экранной работе, по крайней мере в тех, что я видел, этого качества не проявил. Бывает, что мы вынуждены приглашать артиста без веры в его успех, по сути, только для подыгрывания партнеру или партнерше. Это не очень-то порядочно, и я стараюсь не идти на подобные опыты. Но здесь ассистент режиссера Н. Коренева, дружившая с Мягковым, знавшая его хорошо, была убеждена, что на роль Жени Лукашина Андрей Мягков — лучшая кандидатура.
Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и непринужденностью. Первое, что приятно поражало в Мягкове, — такт. Казалось, внутри артиста находится какой-то камертон, позволяющий ему не переступать граней в очень сложных, порой пикантных ситуациях, в которые ежесекундно попадает его герой Женя Лукашин. Играть человека «в несоображении», оставаясь при этом и натуральным, и смешным, и симпатичным, — задача архисложная. А Мягков делает это изящно, элегантно, легко. Раздеться, забраться в чужую кровать, да еще хамить при этом хозяйке — нетрудно. А вот быть при этом очаровательным, забавным и вызывать зрительскую любовь, пожалуй, далеко не всякому по плечу. Здесь так легко впасть в пошлость, грубость.

Забавную историю о своём утверждении на роль Жени Лукашина в одном из интервью припомнил и Андрей Мягков. В то время требовалось утверждать актёров у вышестоящего начальства. Вот пробы с выбранными артистами и понесли председателю Госкино Ермашу - ему понравились все, кроме Мягкова. Он даже попросил Рязанова не брать актёра в фильм. Объяснил чиновник своё решение так: «Понимаешь, он даже на пробах пьяный, и это видно». Рязанов по воспоминаниям Мягкова, потом шутил: «Все, Андрей, после этих его слов я окончательно решил, что тебя утверждаю».

Кто мог сыграть главных героев "Иронии судьбы" вместо Мягкова, Брыльской и Яковлева

ИНТЕРЕСНАЯ ДЕТАЛЬ. За 10 лет до фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" Андрей Мягков уже играл в кино доктора - в фильме Элема Климова "Похождения зубного врача" (по пьесе Александра Володина).

Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих в фильме "Похождения зубного врача" (1965).
Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих в фильме "Похождения зубного врача" (1965).

Что Эльдар Рязанов нашёл в Барбаре Брыльской?

Поиск актрисы на роль главной героини был ещё более напряженным.

Эльдар Рязанов в своих мемуарах очень деликатен, не называет имен - но мы попытаемся его раскусить:

Кандидаток, которых я хотел привлечь на роль Нади, я считал одними из лучших наших актрис. Из них нужно было выбрать ту, в которой максимально сконцентрировались бы качества, необходимые героине — женщине с неудачной судьбой, горьким прошлым, красивой, но уже чуть тронутой безжалостным временем. Актриса должна совмещать в себе комедийные, драматические и музыкальные способности, быть обаятельной, лишенной какой бы то ни было вульгарности, независимой, но немножно при этом и беззащитной. Короче, требовалась такая тонкая, душевная, прекрасная женщина, чтобы мужская часть зрителей завидовала бы Жене Лукашину. Как видите, букет предстояло подобрать весьма редкий.
Кинопробы сменяли одна другую, и постепенно выяснилось, что идеальной претендентки нет. Все актрисы работали превосходно, точно, талантливо. Но помимо дарования существуют еще психофизические данные. Личные качества актрис в каких-то важных гранях не совпадали со свойствами героини.
Одна при поразительной нюансировке чувств была несколько вульгарна, и сюжет сразу же получал иной крен. Ни о каких возвышенных материях и зарождении высокой любви не могло быть и речи. Скорее получилась бы история об одноночевной интрижке.
Другую предал киноаппарат. Милая, славная в жизни, на экране она получилась значительно хуже. Очарование неправильных черт лица пропало, и осталась одна некрасивость. Трудно было поверить, что в такую Надю можно влюбиться в течение одной ночи, отвергнув при этом хорошенькую невесту, — получилась бы натяжка, нажим, авторский произвол. 
Третья, которой я восхищался в драматических спектаклях, играла великолепно, но оказалась начисто лишенной юмора. Так, несмотря на несомненную одаренность всех претенденток, я постепенно понял, что просчитался — героини нет. А сроки съемок неумолимо приближались! Я зашел в тупик, не понимал, что же мне предпринять.

В верхнем ряду: Немоялева, Френдлих, Гурченко. В центре - Барбара Брыльска в роли Нади. В нижнем ряду: Голубкина, Шуранова, Меримсон.
В верхнем ряду: Немоялева, Френдлих, Гурченко. В центре - Барбара Брыльска в роли Нади. В нижнем ряду: Голубкина, Шуранова, Меримсон.

Рассказывают, что сам Рязанов очень хотел снять в роли Нади Шевелёвой Светлану Немоляеву. Он давал ей для проб аж шесть разных сцен! А в итоге будто бы в сердцах и по-дружески выпалил: «Конечно, Света, можно сыграть хуже, чем ты, но трудно!» Не про Немоляеву ли Рязанов говорит, что перед камерой очарование её неправильных черт пропало?

Режиссёру также настойчиво советовали взять в фильм Алису Фрейндих. Пробовалась и Людмила Гурченко - сама она категорически отказывалась вспоминать о пробах на эту роль. Видимо, рязановский упрёк в вульгарности - именно в её адрес.

В другой главе своих мемуаров Рязанов вспоминает пробы Гурченко на роль Нади Шевелёвой так:

Жребий свел Гурченко на кинопробе с Андреем Мироновым. И то, что она играла прежде в паре с Мироновым в «Соломенной шляпке», оказало в данной ситуации дурную услугу обоим исполнителям.
Они, как давно и хорошо сыгранный эстрадный дуэт, понеслись в лихой комедийной манере, очень далекой от моих режиссерских намерений. Перед камерой играли два комедийных «зубра», которые не могли соскочить с манеры и интонации «Соломенной шляпки». На экране действовали жизнерадостные и смешные персонажи, но «из другой оперы». Это был период, когда я сам прощался с условной комедийной легкостью, искал новую стилистику, другую интонацию. Поэтому и отверг эту уверенную актерскую пару. Боялся, что они собьют меня с толку. Я еще сам только-только нащупывал что-то новое для себя, сам еще не был достаточно тверд.

Шанс сыграть культовую роль был у будущей жены Андрея Миронова Ларисы Голубкиной (они поженятся в 1977-м - через два года после съёмок фильма, в который могли попасть оба). Пробовали также Антонину Шуранову (известную по роли Марьи Болконской в бондарчуковской экранизации "Войны и мира") и театральную актрису Марину Меримсон.

Итак, актрисы на главную роль не было, Рязанов был на грани отчаянья - и тут он вспомнил польский фильм "Анатомия любви". Взял и просто позвонил Барбаре Брыльской, сыгравшей там. Она как раз оказалась свободной, и присланный сценарий ей понравился...

Барбара Брыльска в фильме "Анатомия любви" (1972).
Барбара Брыльска в фильме "Анатомия любви" (1972).

Рязанов о Барбаре Брыльской в роли Нади Шевелёвой:

Уже на кинопробе Барбара продемонстрировала удивительную деликатность в интимных сценах; в ней угадывалась, как это ни странно, подлинно ленинградская интеллигентность, она подходила по возрасту — годы актрисы и героини совпадали (Барбаре Брыльской во время съёмок фильма было 34 года - ред.). За ее очаровательной внешностью чувствовалась биография, прожитая жизнь, нелегкая судьба. Одним словом, она удовлетворяла если не всем требованиям, то, во всяком случае, большинству из них.
Барбара очень профессиональна. Она всегда приходила на съемку готовой, зная наизусть текст (для нее, польки, особенно тяжелый), выучив слова и мелодию песни. Должен сказать, ее пример не вредно было бы перенять некоторым нашим замечательным, но зачастую расхлябанным «звездам».
Работоспособность Барбары оказалась удивительной — в короткий срок (двухсерийная картина снималась три месяца) она сыграла роль, насыщенную диалогом, на чужом для нее языке. Мне кажется, что в лирических, любовных, драматических сценах она играет безупречно, демонстрируя хороший вкус и поразительную точность чувств.

Как известно, озвучила Надю Шевелёву Валентина Талызина (по некоторым сведениям, актриса и сама пробовалась на эту роль), а песни за неё спела Алла Пугачева.

Три Ипполита

Во-первых, Ипполитом мог стать Андрей Миронов: Рязанов не взял его на роль Лукашина, но готов был отдать ему роль Ипполита без всяких проб. Однако Миронов сам не захотел играть отрицательного персонажа. Хотя главная концепция Рязанова была как раз в том, что в этом фильме нет плохих людей.

Впрочем, никаких особых проблем с поиском Ипполита не было: быстро и легко на эту роль утвердили Олега Басилашвили.

Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Олег Басилашвили.
Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Олег Басилашвили.

Но вмешалась судьба - объясняет Рязанов:

Когда я приступил к работе над «Иронией судьбы, или С легким паром!», у меня не было никаких сомнений: роль Ипполита будет играть Олег Басилашвили. Он приехал в Москву на кинопробу и провел ее блестяще: был гомерически смешон в роли ревнивца. Он понравился всем безоговорочно, и мы его сразу же утвердили. Артиста повели в пошивочную снимать мерки для игровых костюмов. Потом Олег приезжал из Ленинграда еще несколько раз, для примерок и для съемки фотографий. (Помните, за стеклом в шкафу у Нади Шевелевой красуется изображение Ипполита, которое потом распоясавшийся Лукашин выбрасывает в форточку. Но Надя находит фотографию в снегу и по возвращении в дом водворяет ее на место. Однако взревновавший москвич рвет фотографию соперника на мелкие кусочки.) Тем временем были утверждены остальные исполнители, подготовительный период кончился, и группа приступила к съемкам уходящей зимней натуры. Действие-то фильма происходило в новогоднюю ночь — надо было успеть ухватить зиму. Брыльска и Мягков уже вовсю снимались, а до Басилашвили еще не дошла очередь. Был, в частности, уже снят и кадр, где Надя находит в снегу выброшенную карточку Ипполита и прячет в сумочку.
И в эти дни в семье Олега Валериановича случается несчастье — умирает его отец. А следом, буквально через несколько дней, — второй удар: уходит из жизни удивительный артист Большого Драматического театра Ефим Копелян. В репертуаре театра все пошло кувырком — сплошные замены спектаклей. Короче, Басилашвили никак не может приехать на съемки, а время уже подпирает нас.
Начался март, весна уничтожала зиму. Но я упрямо ждал Олега, надеялся, что он все-таки выберется к нам. Очень хотелось, чтобы в картине было практически три новых, свежих исполнителя главных ролей. Но, несмотря на искреннее желание Басилашвили играть в «Иронии судьбы», этого так и не случилось. Печальные обстоятельства того периода сделали его, по сути, своим пленником. Я ждал, как говорится, до упора. Но в начале марта я позвонил старому другу, Юрию Яковлеву, и попросил исполнить роль Ипполита. Я поведал ему о случившемся, рассказал, что был утвержден Басилашвили, почему он не может играть, и попросил выручить нас. Всегда неприятно, когда к тебе прибегают как к палочке-выручалочке, когда ты должен заменять собой кого-то. Тем более если ты сам — популярный, известный и любимый публикой актер. Но Юрий Васильевич оказался выше этих уколов самолюбию — он согласился. Снег умирал на глазах. И Яковлев буквально на хвосте зимы стал сниматься в роли Ипполита. Но в окончательном монтаже фильма так и остался кадр, где Барбара Брыльска поднимает со снега карточку с изображением Ипполита — Олега Басилашвили. Переснять этот кадр с фотографией Юрия Яковлева мы уже не успели — зима кончилась, снег сошел. Но зритель этого ляпсуса, по счастью, не заметил.

Одно уточнение: "ляпсус" зритель заметил. И не только этот - читайте наш материал "10 ошибок и странностей в "Иронии судьбы"".

Вот этот ляп: выбросили в снег Яковлева, а подобрали Басилашвили.
Вот этот ляп: выбросили в снег Яковлева, а подобрали Басилашвили.

И даже Галя нашлась не сразу

На роль брошенной невесты Жени Лукашина пробовали разных молодых актрис. Известно, что среди них была и Наталья Гвоздикова, уже сыгравшая к тому моменту в фильмах "Печки-лавочки" и "Калина красная". Но досталась роль в итоге актрисе Ольге Науменко.

Наталья Гвоздикова и Ольга Науменко.
Наталья Гвоздикова и Ольга Науменко.

Фотографии, использованные в коллажах: kinopoisk.ru, kino-teatr.ru