8706 subscribers

Насколько уместен бутерброд с ветчиной на картине Пименова о войне

410 full reads
550 story viewsUnique page visitors
410 read the story to the endThat's 75% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Картина "Воспоминание о хлебных карточках" сейчас представлена на большой выставке Юрия Пименова в Третьяковской галерее. И у некоторых посетителей она вызвала недоумение: неужели художник хотел сказать, что мирно стоящий на подоконнике бутерброд - то, за что воевали?!

Юрий Пименов (1903-1977). Воспоминание о хлебных карточках во время войны. 1960-е. Холст, масло. 89×89 см. Частная коллекция
Юрий Пименов (1903-1977). Воспоминание о хлебных карточках во время войны. 1960-е. Холст, масло. 89×89 см. Частная коллекция

Согласна, соседство очереди из военных лет и сытного натюрморта тонким художественным решением не назовёшь. И, наверно, это не самая удачная картина Пименова. Но, конечно, художник не думал никого оскорблять.

Всю войну Пименов был в Москве, не считая командировок на фронт: работал над плакатами и картинами. А о картине с очередью и бутербродом оставил такие воспоминания:

…В мастерской у меня сейчас стоит картина, которую я начал писать. Это картина о военной очереди 41-42 года. О московской военной очереди. У меня даже есть такое ощущение, что я должен это написать. Должен. Потому что я это видел, очень хорошо это чувствовал. Эту вещь я задумал очень давно, я пробовал к ней подойти, и вот сейчас я ее работаю. Я очень хорошо помню московские улицы – пустые,  с поземкой. Вот такая поземка с тех пор осталась для меня воспоминанием войны. Такая острая поземка по асфальту – как она проходит быстро, быстро... Идут люди. Где-то случайно попадают в синий свет – какое-то лицо в платке, мешок, рука... И вот это был совершенно особый пейзаж города, который как будто бы и знал хорошо, а он выглядел совершенно по-другому. Причем он был трагически красив. Это была совершенно особенная трагическая красота.

Что же до бутерброда - думаю, тут просто дала о себе знать любовь Пименова к аппетитным натюрмортам. Он часто, до войны и после, писал такие, воспевая сыр и шпроты, торты и экзотические фрукты:

И ветчина на картинах Юрия Пименова появлялась не раз!

А ещё важно помнить, что натюрморты с ветчиной - это классика, к которой обращались великие художники прошлого. Создавая свои "съестные" натюрморты, Пименов наверняка не только старался поярче изобразить советское благополучие, но и вёл диалог с великими предшественниками.

Питер Клас. Завтрак с ветчиной. 1647. Дерево, масло. 40 x 61 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Питер Клас. Завтрак с ветчиной. 1647. Дерево, масло. 40 x 61 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: А я сяду в кабриолет: три похожие картины Пименова с женщинами за рулём