В фильме "Чужой: Завет" показывают картины и другие произведения искусства. Что хотел сказать автор?

14 March 2018
798 full reads
3 min.
1k story viewsUnique page visitors
798 read the story to the endThat's 74% of the total page views
3 minutes — average reading time

Перечисляем культурные цитаты и расшифровываем их скрытые смыслы

Картина "Рождество" итальянского художника Пьеро делла Франческа

Эта картина написана в 1470-х годах. Оригинал хранится в Национальной галерее в Лондоне.
Эта картина написана в 1470-х годах. Оригинал хранится в Национальной галерее в Лондоне.
Эта картина написана в 1470-х годах. Оригинал хранится в Национальной галерее в Лондоне.

Картина появляется уже в самом начале фильма - когда андроид Дэвид (актёр Майкл Фассбендер) обсуждает со своим создателем Питером Вейландом (актёр Гай Пирс), кто и зачем создал его самого - человека, способного зарабатывать миллионы и создавать роботов.

Просторная комната, в которой происходит беседа, наполнена разными произведениями искусства и дизайна (мы рассмотрим их ниже) - то есть всем тем, что человек создал точно так же, как Питер Вейланд создал андроида. А андроид таким образом становится в один ряд с лучшими образцами человеческого творчества. Здесь всё просто я ясно.

Но картина "Рождество" даёт вдумчивому зрителю простор для размышлений. Во-первых, сама тема полотна - рождение человека (да притом особенного). Во-вторых, в картине можно отыскать ответы на главные вопросы фильма. Или хотя бы версии, намёки.

Где создатель человека? За пределами видимого - в небе, в космосе. Вот и один из персонажей картины, пастух, указывает на небеса:

Каковы отношения между создателем и его твореньем? Не получится ли так, что творенье поставит себя выше человека-создателя, окажется совершеннее? Или человек сам капитулирует перед своим созданьем. Вот Дева Мария уже преклонила колени перед сыном:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Эту же картину уже показывали и подробно обсуждали в сериале "Аббатство Даунтон"

"Давид" Микеланджело

Совершенный андроид сам себе выбирает имя - и заимствует его у совершенной скульптуры совершенного царя.

Тут тоже не обошлось без нюансов. Источник имени был не один. В фильме два андроида с лицом Майкла Фассбендера: Дэвид и Уолтер. Точно также зовут продюсеров фильма "Чужой: Завет" - Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл.

Кресло Carlo Bugatti

Итальянский дизайнер создал его в 1905 году.
Итальянский дизайнер создал его в 1905 году.
Итальянский дизайнер создал его в 1905 году.

Кресло в фильме.
Кресло в фильме.
Кресло в фильме.

Рояль Steinway (+ Вагнер)

Музыкальный инструмент - произведение само по себе, но Дэвид к тому же исполняет на нем Вагнера - "Вход богов в Вальгаллу" из оперы "Золото Рейна": вскоре в фильме мы увидим и Вальгаллу, и возомнившего себя богом андроида.

Не стоит забывать и о репутации композитора Рихарда Вагнера: его музыка вдохновляла немецких националистов в начале 20-го века, он был антисемитом. Дэвид в фильме займётся и истреблением несовершенных - по его мнению - существ, и селекцией идеальных: метафора фашизма.

Картина Арнольда Бёклина "Остров мёртвых" (+ стихи)

Швейцарский художник-символист написал пять версий этого пейзажа. Данное полотно создано в 1883 году и хранится в Старой национальной галерее в Берлине.
Швейцарский художник-символист написал пять версий этого пейзажа. Данное полотно создано в 1883 году и хранится в Старой национальной галерее в Берлине.
Швейцарский художник-символист написал пять версий этого пейзажа. Данное полотно создано в 1883 году и хранится в Старой национальной галерее в Берлине.

Саму картину в фильме "Чужой: Завет" не показывают, но на нее очень похож вид, открывающийся из жилища андроида Дэвида на планете, где он истребил всё живое. Вот кадр из фильма:

Кроме того, что сама планета представляет собой страну мёртвых, в этом кадре зашифрованы и другие смыслы.

Во-первых, картину Бёклина "Остров мёртвых" любил Адольф Гитлер (критика фашизма - одна из магистральных тем фильма, а вкусы андроида Дэвида с гитлеровскими совпадают не только в плане пейзажей - Вагнера Гитлер тоже слушал). Гитлер собрал большую коллекцию работ Бёклина. И именно эта, хранящаяся сейчас в Берлине, версия картины "Остров мёртвых", была в его собрании.

Есть даже фотография: Молотов общается с Гитлером, последний стоит на фоне картины Бёклина "Остров мёртвых" из своей коллекции.

Во-вторых, большим поклонником Бёклина был уже покойный ныне швейцарский художник Ганс Руди Гигер, который придумал, как будет выглядеть кровожадный инопланетянин в фильме "Чужой" 1979-го года (самую первую ленту о Чужом снимал Ридли Скотт, он же - режиссёр вышедшей в 2017 году ленты "Чужой: Завет"). Гигер создал несколько ремейков "Острова мёртвых" Бёклина - настолько ему нравилась эта вещь. Так что цитирование картины в фильме - дань памяти художнику, придумавшему Чужого. Ниже картины Гигера по мотивам Бёклина:

И ещё один момент: любуясь пейзажем, списанным с картины Бёклина, андроид Дэвид читает стихи:

Я — Озимандия, я — мощный царь царей!
Взгляните на мои великие деянья,
Владыки всех времён, всех стран и всех морей!

Дэвид думает, что их автор - Байрон. Но андроид-близнец Уолтер указывает ему на ошибку: автор сонета "Озимандия" - Перси Биши Шелли. Дэвид не идеален. Он ошибается. Может, не только насчет Байрона, но и насчет того, что андроид способен на великие деянья?

Портрет музы Ганса Руди Гигера

Среди рисунков и инсталляций, созданных андроидом Дэвидом за 10 лет одиночества на мёртвой планете, есть оммаж знаменитому портрету. Да и вообще все эскизы ксеноморфов из мастерской Дэвида выполнены в стиле Гигера: съёмочная команда хранит верность создателю фантастического мира знаменитой кинофраншизы.

Кадр из фильма "Чужой: Завет".
Кадр из фильма "Чужой: Завет".
Кадр из фильма "Чужой: Завет".

Ганс Руди Гигер. Портрет Ли Тоблер, музы и любовницы художника.
Ганс Руди Гигер. Портрет Ли Тоблер, музы и любовницы художника.
Ганс Руди Гигер. Портрет Ли Тоблер, музы и любовницы художника.