Что Россия продемонстрировала на гидросалоне в Геленджике

Осмелюсь вам напомнить дорогие читатели, что ещё в 2016 году в Геленджике состоялся гидроавиасалон, на котором были продемонстрированы новые разработки гидросамолётов и перспективные проекты в области морской авиации.

Интересные модели самолётов-амфибий можно было увидеть на показательных полётах, где российская объединённая авиастроительная корпорация представила амфибию Бе-200ЧС, её предыдущая модель хорошо известна европейцам, самолёт помогал тушить пожары в Италии, Греции, Португалии, теперь же им заинтересовались покупатели из Азии. В ходе форума стало известно, что теперь эти машины желают приобрести вооруженные силы Таиланда и Индонезии.

На авиасалоне гвоздём выставки стали амфибии, созданные научно-техническим комплексом Бериева, например, Бе-103. Это небольшие самолёты с максимальным взлётным весом 2200 кг, основное назначение перевозка пассажиров. Такой малыш может садиться и взлетать в двухбалльный шторм, его лодка в нижней части разделена перегородками, чтобы вода не могла заполнить весь объём, кроме того, герметизированы ниши шасси. Интересно, что этот самолёт создавался как уменьшенная копия амфибии со взлётной массой не меньше 500 тонн, но пока что проект остался на стадии Бе-103.

Бе-103 - это уменьшенная копия копия амфибии со взлётным весом более 500 тонн
Бе-103 - это уменьшенная копия копия амфибии со взлётным весом более 500 тонн

Однако, главный участник выставки Бе-200, он идеально подходит для доставки грузов и спасательных операций. Машина развивает максимальную крейсерскую скорость до 700 км/час, при этом скорость в ходе поисковых и спасательных операций может доходить до 560 км/час.

Самолёт-амфибия способен взять на борт до 12 тонн воды, заправляется как на аэродроме, так и на открытом водоёме в режиме глиссирования, причём всего за 15 секунд. При тушении пожаров в Амурской области самолёт забирал воду прямо из реки и сбрасывал на горящие леса, за одно патрулирование он может вылить до 270 тонн.

Многофункциональных самолётов-амфибий Бе-200 модификации ЧС у российских спасателей шесть машин, скоро будет седьмая. Первый Бе-200, который сделали в Таганроге, специально слетал на завод, где делают такие амфибии с делегацией из Таиланда, чтобы её участники познакомились с производством. Вернувшись на авиасалон в Геленджик, они подписали контракт на четыре такие машины.

Модернизированный самолёт-амфибия Бе-200ЧС
Модернизированный самолёт-амфибия Бе-200ЧС

Этим самолётом заинтересовались партнёры из Азии, ведь самолёт показал свои возможности на территории некоторых стран региона. Его эффективность узнали в реальных условиях при тушении пожаров в Индонезии, в том климате и на той волне машина показала все свои возможности и они очень серьёзно настроились на заключение контракта.

Новый Бе-200ЧС, который будет поставляться и в Россию, и за рубеж серьёзно доработали – он на 65% отличается от самолётов, которые выпускали на Иркутском авиационном заводе. У машины усилили центроплан и крыло.

Ещё одна из новинок выставки самолёт-вездеход «Чирок», он в Геленджике показывался впервые. Сама машина проходит испытания, поэтому в лётной программе не участвует, зато обещает стать самой неприхотливой в плане места выбора взлёта и посадки. Самолёт может садиться на любую поверхность вне аэродрома – снег, поля, пашня и воду, у него убирающееся шасси нестандартного типа на воздушной подушке.

Самолёт на воздушной подушке "Чирок"
Самолёт на воздушной подушке "Чирок"

В небо над заливом поднимался и другой лёгкий самолёт «Птенец-2», который можно использовать как учебный или патрульный. Полноценной амфибией его назвать нельзя, для взлёта с воды нужно заменить шасси на поплавки, сам проект не новый, но востребованный.

Этот дешёвый самолёт "Птенец-2"может стать самым массовым гидросамолётом
Этот дешёвый самолёт "Птенец-2"может стать самым массовым гидросамолётом

Его задача быть самым доступным и самым массовым, пока удалось собрать 60 штук, но тем не менее 400 человек подготовят на этом самолёте. Такой самолёт может приобрести каждый, он вполне доказал свою надёжность, прилетев в Геленджик своим ходом и преодолев 2600 км.

Традиционные для гидросалона экранопланы были представлены в виде макетов. Идёт работа сразу над несколькими проектами в центральном конструкторском бюро им. Алексеева. Бортовую электронику для экранолётов разрабатывает научно-производственное предприятие «Радар-ММС», они же сделали пилотажный тренажёр.

Новая разработка экраноплана ЦКБ им. Алексеева
Новая разработка экраноплана ЦКБ им. Алексеева

Для того чтобы экраноплан взлетел, имеется две группы двигателей: стартовые моторы, осуществляющие поддув во время взлёта над поверхностью воды и маршевые двигатели, которые необходимы для его прямолинейного движения.

Подобные разработки показывают, что гидроавиация в России развивается, появляются и новые проекты, модернизируются и прежние, зарекомендовавшие себя ранее и это важно, если учесть, что реки, озёра и водохранилища покрывают 12% территории нашей страны.