Флагманский проект МС-21 необходим для российского авиапрома

Можно сказать, что практике закупок иностранной авиатехники приходит конец и не удастся теперь набивать карманы на посредничестве по этим сделкам некоторым, оставшимся ещё у власти «эффективным менеджерам». Об этом можно судить, как запаниковали наши американские «партнёры», вдруг понявшие, что проект МС-21 серьёзно пошатнёт их сложившуюся гегемонию дуополии Boeing и Airbus в гражданском авиастроении и моментально дали команду запретить продавать России материалы для производства композитного крыла и ввели санкции против завода «Аэрокомпозит».

Вывод МС-21 на рынок поможет нам удовлетворить потребности в этих машинах, а они составляют только в России более 860 единиц и становится важным завершить в срок сертификацию этого самолёта и выйти на полноценное серийное производство. А если это воздушное судно завоюет те позиции на международном авиационном рынке, которые ему сулили раньше, то паника американских авиакорпораций становится понятной.

Самолёт МС-21-300 относится к классу ближне-и среднемагистральных перспективных машин пассажировместимостью от 150 до 211 человек, на котором в данный момент завершили первый цикл сертификационных испытаний. В валидации самолёта предусмотрено обязательное участие лётчиков-испытателей EASA и специалистов «Иркута», такое непременное условие европейского агентства.

Осенью прошлого года, когда прекратились поставки композиционных материалов и были введены санкции против «Аэрокомпозита», это не застало нас врасплох, поскольку мы были уже готовы, но пришлось перенести сроки сертификации и начало серийных поставок. На Иркутском авиазаводе решили, что на первых серийных машинах крыло, центроплан и другие элементы будут собраны из оставшихся импортных материалов.

Но, предприятие «Аэрокомпозит» уже наладило производство силовых элементов из отечественных смол и углеволокна и перепроектирования этих конструкций не произойдёт, только лишь нужно провести дополнительные испытания на статистику и последующую сертификацию, на что уйдёт около года.

Вот что по этому поводу заявил вице-премьер Юрий Борисов:

"На предприятии "Аэрокомпозит" мы вчера увидели готовые элементы конструкции самолёта - центроплан и кессон крыла, изготовленные уже без использования американских исходных материалов. Это говорит о том, что наша уверенность опирается на реальные образцы, которые подтвердили свои характеристики".

Вскоре будет готов четвёртый лётный экземпляр МС-21, вылет его запланирован летом этого года. Машина будет заключительным опытным образцом, на который установят перспективный мотор ПД-14 и самолёт в таком виде должен получить сертификат типа.

Иркутский авиазавод уже приступил к сборке серийных машин
Иркутский авиазавод уже приступил к сборке серийных машин

Необходимо уточнить, что ИАЗ уже заложил несколько экземпляров первых серийных самолётов и в течение следующего года они будут собраны окончательно. Всё это говорит о том, что уже в 2021 году будет налажено серийное производство воздушного судна с использованием российских ПКМ в силовых конструктивных элементах и начнутся коммерческие перевозки на пассажирских лайнерах МС-21.