История создания самолёта-демонстратора "Байкал"

Важнейшую роль для освоения Дальнего Востока, Сибири и Арктики сыграл Ан-2, бывший простым и неприхотливым в эксплуатации, надёжным и имевшим прекрасные взлётно-посадочные характеристики, но для современников – это уже был анахронизм. Нужно было создать машину, обладающую всеми достоинствами Ан-2, но построенную на основе новых технологий. Это хорошо понимали учёные и специалисты Сибиркого научно-исследовательского института авиации и принялись за строительство такого самолёта.

Был проведён целый ряд работ, который завершился созданием самолёта-демонстратора, это был тот же Ан-2, никакой лишней экзотики, но машина получила современную авионику, с новой системой обогрева и все решения, которые внедрялись на новом самолёте, проверялись на модернизированном Ан-2. Всё было реализовано, но только с более продуманной аэродинамикой, с хорошей дальностью, с лучшими показателями экономичности и современной эргономикой.

Для проектирования и создания машины-демонстратора понадобилось меньше года. Уже это вызывает удивление, за такое короткое время мало кому удавалось создавать новые самолёты. Да, этому предшествовал огромный труд – большое количество испытаний, аэродинамические продувки и расчёты, статистические испытания на прочность, усталостные испытания – всё это невиданный объём работы.

Продувка в аэродинамической трубе модели самолёта "Байкал"
Продувка в аэродинамической трубе модели самолёта "Байкал"

Первое, но далеко не последнее подтверждение, что самолёт получился, стал беспосадочный 11-часовой перелёт на авиасалон по маршруту Новосибирск – Жуковский, протяжённостью более 3 тысяч км. МАКС-2017 – это очень серьёзное мероприятие, более 700 авиакосмических предприятий из 28 стран, многообразные модели воздушных судов и новейшие технологии.

Самолёт демонстратор ТВС-2ДТС на площадке авиасалона МАКС-2017
Самолёт демонстратор ТВС-2ДТС на площадке авиасалона МАКС-2017

Среди всего этого разнообразия новый самолёт не только не потерялся, но и снискал славу самого интересного экспоната. Наверно можно предположить, что 11-часовой перелёт и сам ТВС-2ДТС на МАКС сумели убедить ответственных руководителей в правительстве РФ, администрации президента, губернаторов отдалённых районов в том, что такой самолёт может и должен сделать нашу страну единой не только на карте, но и в жизни.

И тому подтверждением стал инвестиционный форум в Сочи в феврале 2018 года, где было подписано пятистороннее соглашение между Минтрансом, Минпромторгом России, правительством Бурятии и Якутии, а также АО «Вертолёты России». Проект начал претворяться в жизнь.

Президент РФ поручил проработать возможности изготовления нового самолёта на Улан-Удэнском авиазаводе и это послужило окончательным толчком в реализации проекта. Сочи дал старт новому, сложному, ответственному перелёту в Бурятию и Якутию. Здесь люди будут строить самолёт и летать на нём. Любой из полётов в полярных широтах – это риск, поскольку условия Крайнего Севера для техники и лётного состава, даже при нынешнем уровне развития авиации всегда чреваты неожиданностями.

Пилоты, летающие на самолёте-демонстраторе, утверждают, что машина получилась достаточно надёжной, менее шумной и с малозаметной вибрацией, у неё лучший обогрев и хорошая защита от обледенения систем двигателя и винта, с выгодными характеристиками расхода топлива.

Самолёт имеет передовые технические решения – это система синтетического видения, спутниковая навигационная система и больше возможностей выполнения перелётов по правилам полётов по приборам. Когда он начнёт регулярно летать, многие лётчики оценят все его достоинства. Самолёт получился очень красивым, а красивая машина должна и летать красиво.

Заход на посадку самолёта "Байкал" во время перелёта в Якутию.
Заход на посадку самолёта "Байкал" во время перелёта в Якутию.

Но всегда найдутся скептики, утверждающие, что в России ничего путного нельзя построить. Вот и представитель ассоциации малой авиации Якутии говорит, что их прежде всего беспокоит двигатель этого самолёта GARRET TRE331-12, который по их мнению, несколько неудачный. Но это не подтверждается, такие моторы эксплуатируются по всему миру и наработали более 120 млн часов полётного времени. Не нравится представителям из Якутии композитный материал, из которого сделан самолёт, поскольку он стал тяжелее Ан-2 на две с лишним тонны.

Но если взять ЛТХ ТВС-2ДТС, то получится, что новая машина берёт груза 3 тонны и доставляет его на расстояние 5.5 тысяч км с крейсерской скоростью 320 км/час и это намного превосходит лётные характеристики Ан-2. В своём классе эта машина является лучшей в мире.

По прилёте в Якутск и после ознакомления с самолётом в воздухе местных пилотов мнение их радикально изменилось, новое воздушное судно пришлось по душе всему лётному составу. В Якутии эксплуатантом новой машины будет авиакомпания «Полярные авиалинии», которая имеет определённый опыт в полётах на северных широтах, лётный состав и специалисты которой доведут этот самолёт до серии.

Как бы там ни говорили, а время всё расставит по своим местам и надеемся, что с выходом в серию этой машины она станет тем самолётом русской глубинки, который мы так долго ждали.