Летающая табуретка

Бурное развитие реактивной авиации в конце 50-х годов прошлого столетия, знаменовалось не только созданием всё более скоростных самолётов, но привело конструкторов к мысли, что необходимо построить такой летательный аппарат, который бы имел возможность взлетать и садится без разбега, то есть вертикально. В то время человечество уже стояло на пороге освоения космоса и такой аппарат вполне пригодился бы для освоения луны и других планет солнечной системы.

В 1955 году наши конструкторы и инженеры разработали такой аппарат и назвали его турболётом. Эта довольно странная машина походила на всё что угодно, но только не на самолёт, у ней не было крыльев, фюзеляжа, рулей высоты и направления. В основе была ферменная конструкция, в середине которой разместили вертикально реактивный двигатель от МиГ-15, рядом располагалась кабина пилота и сзади неё по бокам движка закрепили два топливных бака.

Такой летательный аппарат весил 2340 кг, а самолётный двигатель РД-45 имел тягу всего лишь 2835 кг. Вся конструкция отрывалась от земли за счёт тяги, создаваемой мотором РД-45, а струи газа, вырывающиеся из сопловых отверстий, расположенных на ферменных концах, а также при отклонении газового потока в основном двигателе, с помощью жаропрочных пластин (газовых рулей), создавали необходимый угол по крену и тангажу.

Машина с торчащими по бокам фермами была весьма неустойчива в полёте, она всё время стремилась опрокинуться, а если бы произошёл отказ двигателя, то представляете с какой скоростью помчался этот кусок железа к земле. Надо отдать должное мужеству и профессиональной выучке легендарного советского лётчика-испытателя Юрия Александровича Гарнаева, который проводил лётные испытания такого необычного аппарата.

В облике турболёта не было ничего, напоминающего летательный аппарат и испытатели ничуть не лукавили, называя его «летающей табуреткой», а среди корреспондентов он получил прозвище «летающий стол». Но, зато какой фурор он произвёл на авиационном празднике в 1958 году на аэродроме Тушино. Представляете как удивлялись зрители, когда эта конструкция, совсем непохожая на что-то летающее, повисла в воздухе и потом облетела весь аэродром, меняя курс и высоту, восторгу наблюдающих не было предела.

Турболёт после завершения испытательной программы был направлен в музей авиации, находящийся в Монино, поскольку на нём был завершён цикл испытаний. Накопленный материал и опыт, полученный в испытательных полётах, успешно применили при строительстве первого лётного образца самолёта вертикального взлёта и посадки Як-36. В дальнейшем на его базе был создан первый морской штурмовик СВВП Як-38.