Модернизированный Ил-76МД-90А будут строить быстрее и состыковывать точнее

Прошло шесть лет после первого полёта опытного лётного образца Ил-76МД-90А, за это время на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске были собраны помимо двух опытных машин ещё 4 самолёта установочной партии, которые после заводских испытаний были переданы на эксплуатацию в войска. В ходе эксплутационных тестовых полётов были выяснены все возможности нового тяжёлого транспортника и Министерство обороны исходя из этого разработало новые требования для этого военно-транспортного самолёта.

Внешние отличия модификации МД-90А неопытный глаз может и не заметить, но такие изменения в конструкции позволили снизить массу машины, поменять электронную начинку на более современную, оснастить транспортник малошумными и экономичными двигателями ПС-90А-76 и оборудовать самолёт так называемой стеклянной кабиной, повысившей безопасность и снизившей нагрузку на пилотов.

Торжественная передача Ил-76МД-90А военному экипажу
Торжественная передача Ил-76МД-90А военному экипажу

Завершение лётных испытаний позволило Минобороны вынести предварительный положительный вердикт по итогам проведённой работы и сделало возможным дальнейшее производство и эксплуатацию тяжёлой транспортной машины. Для этого на заводе в ближайшее время, буквально через 2-3 месяца появится возможность собирать Ил-76МД-90А в более короткие сроки с помощью поточной линии окончательной сборки ПЛС-76.

Работы по строительству автоматизированной линии окончательной сборки на «Авиастар-СП» находятся на завершающем этапе. С помощью компании из Москвы «Авиационный консалтинг-ТЕХНО» собирается и отлаживается несколько станций, на которых происходит полная сборка машины из планёрных агрегатных частей вплоть до выкатки на собственных шасси с установленными моторами и оснащённой всеми полагающимися системами. На поточной линии эти станции по сборке планера и стыковке фюзеляжа со стендами бесстапельной автоматизированной сборки – самые сложные и их впервые создали отечественные специалисты.

Двенадцать позиционирующих колонн входят в стенд сборки корпуса, у них имеются пульты управления и распределительный шкаф, а на стыковочном планёрном участке десять таких колонн. Все стенды имеют лазерные треки с управлением, встроенным в узел управления отдельной станции. Суть автоматизированной стыковки и основное её отличие заключается в том, что при ручной стыковке имеется определённое число ориентируемых баз, к которым невозможно подойти и проконтролировать стыковочный узел.

Автоматизированные же стенды с системами лазерной оптики делают возможным ориентацию с максимально возможным количеством баз, технология обработки данных графики называется Best Fit, в переводе – «наилучшее совпадение». Таким образом, мы получаем стыковочные узлы с отклонениями, сведёнными до минимума, причём это делается быстрее и с меньшими затратами, ведь точность позиционирующих колонн составляет микроны.

Все составляющие этих колонн производили в Нижнем Новгороде, делали программу и монтировали на московском заводе, что положительно отразилось на их стоимости, а опыт создания таких автоматизированных поточных линий сборки наверняка потребуется для авиастроительных фирм «Ильюшин» и «Туполев».