Сухой против Туполева

Просматривая ленту новостей авиации, мы видим сообщения о развитии проекта Сухой Суперджет 100 – SSJ-100. Что же это за самолёт и как он появился? Это региональный ближнемагистральный молёт, рассчитанный на 100 пассажиров продукт совместных усилий фирмы «Гражданские самолёты Сухого» и ряда зарубежных компаний. А своим появлением проект обязан не совсем легитимному тендеру на создание новой машины для региональных авиаперевозок, объявленного федеральным агентством РОСАВИАКОСМОС.

Предоплека событий

Федеральная программа по развитию гражданской авиационной техники на период 2002 по 2010 год предусматривала поэтапную замену старых советских пассажирских самолётов на новые современные авиалайнеры. Большой неожиданностью для специалистов авиаотрасли был конкурс, объявленный агентством РОСАВИАКОСМОС на лучший проект регионального авиалайнера.

Правительство РФ предусматривало конкурсное проектирование лишь в 2006 году и такая идея организовать конкурс под крылом РОСАВИАКОСМОСа без достаточных полномочий и плохого знания чиновниками этого агентства нужд и положения дел в отечественных авиакомпаниях выглядела очень сомнительно.

Однако конкурс, несмотря на все разногласия Минтранса и РОСАВИАКОСМОСА состоялся. На нём рассматривались три перспективных проекта: ЗМЗ им. Мясищева с проектом лайнера М-60-70, авиационное объединение Туполева с самолётом Ту-414 и конструкторское бюро Сухого с региональным самолётом RRJ. Мясищевский проект как самый сырой не прошёл начальный этап, оставшиеся два рассматривали эксперты совета федеральной программы по развитию авиатехники.

Этот самолёт несмотря на лучшую топливную эффективность не прошёл конкурс
Этот самолёт несмотря на лучшую топливную эффективность не прошёл конкурс

Эксперты заняли неожиданную позицию, несмотря на лучшую топливную эффективность и невысокую стоимость перевозок самолёта Ту-414, предпочтение было отдано проекту ОКБ Сухого. Это был результат лоббирования, поскольку глава РОСАВИАКОСМОСА Ю. Коптев одновременно был главой совета директоров ОАО «ОКБ Сухого». Таким образом, волевое решение РОСАВИАКОСМОСА поставило крест на производство почти готовых, проверенных временем самолётах Ту-324 и ТУ-334 ОКБ Туполева.

Перспективный региональный лайнер SSJ-100

Приступили к сборке опытного борта Суперджета в феврале 2006 годя и спустя одиннадцать месяцев из Комсомольска на Амуре его доставили в ЦАГИ на прохождение статических испытаний. После обязательных пробежек и рулёжек, запуска и прогонки двигателей весной 19 мая 2008 года машина была впервые поднята в воздух пилотами-испытателями А.Яковлевым и Л. Чикуновым.

Заводские испытания новой машины продолжались до октября 2008 года. SSJ-100 с 2009 по 2011 год для получения сертификата провёл серию полётов в режиме флаттера и на критических углах атаки. Были подтверждены параметры взлётно-посадочных режимов и поведение машины при выходе из строя одного из моторов. Машину проверили в Армении на полёты в высокогорной местности, в климате пустыни испытали работоспособность систем при температурах порядка 50-60 градусов выше ноля. В Якутии самолёт подтвердил высокие эксплуатационные качества при больших морозах.

Наконец, в феврале 2011 года новому лайнеру выдали долгожданный сертификат, а через год после череды специальных испытаний самолёт получил сертификат типа EASA. SSJ-100 –машина изготовленная по традиционной аэродинамической схеме планера с низкорасположенным крылом и обычным хвостовым оперением из киля и стабилизатора. Машина оснащена двумя турбовентиляторными силовыми установками SaM 146 французского производства мощностью по 76.84 кН каждый.

Крыло имеет сверхкритический профиль и его отдельные детали и узлы изготовлены из композита. Шасси самолёта трёхопорное, убирающееся в полёте, стойки шасси обладают высокими амортизационными свойствами.

Экипаж самолёта состоит из двух человек, управление самолётом электродистанционное при помощи ручки, встроенной сбоку и активных РУД, что вкупе с современной авионикой позволяет управлять машиной даже одному лётчику в непредвиденной ситуации.

Пассажирский салон этого ближнемагистрального лайнера по уровню комфортности превосходит даже знаменитые Boeing 787 и Airbus A350XWB, пассажирские кресла и проходы в Суперджет-100 шире, высота потолка салона 2 м 12 см. Для ручной клади имеются вместительные полки, а широкий проход значительно сокращает время высадки и посадки пассажиров.

Крейсерская скорость такого лайнера составляет 860 км/час, полёт обычно проходит на высоте порядка 12 тыс. метров. Для разбега самолёту нужна полоса длиною 1730 м, расстояние, которое может преодолеть машина без дополнительной заправки – 3048 км.

Заключение

SSJ-100 стал первым российским самолётом, созданным на совместной основе с зарубежными компаниями после перестройки. Пока продажи этого лайнера не впечатляют, но зато запомнится какими самолётами мы пожертвовали для его создания.