Уникальная операция по доставке фюзеляжа МС-21 из Иркутска в ЦАГИ

10 October 2018

Самолёт, который перевозит другой самолёт, подобную картину не каждый день увидишь, операцию по доставке фюзеляжа МС-21 с его родины Иркутска в ЦАГИ в Жуковском российские инженеры разрабатывали почти полгода. В Подмосковье самолёту предстояло пройти почти весь комплекс статических испытаний.

Сорок два метра 30 сантиметров длина самолёта МС-21-300, а размер фюзеляжа без хвостового отделения 36 метров и если поставить его вертикально, то получится высота примерно десятиэтажного дома, диаметр фюзеляжа чуть больше четырёх метров – эту внушительную конструкцию надо доставить в Подмосковье из Иркутска, причём по воздуху.

Расстояние между заводами, которые участвуют в производстве воздушных судов бывают огромными, например, крыло Dreimalainer доставляют в США из Японии, Airbus и Boeing имеют флот собственных самолётов для перевозки крупногабаритных элементов лайнеров. В постройке нового российского МС-21 также задействовано множество заводов по всей России.

В Иркутск на линию окончательной сборки доставляют из Ульяновска крыло и панели фюзеляжа, из Казани механизацию крыла, из Воронежа пилоны двигателя. Логистические схемы отрабатываются параллельно с постройкой опытных машин, однако, доставка целого самолёта почти через всю страну – задача нетривиальная.

МС-21 борт №2 не предназначен для полётов, его задача пройти наземные статические испытания в ЦАГИ. Эти испытания проводятся для того, чтобы проверить и подтвердить те конструкторские решения и характеристики, которые заложены в данном самолёте.

Центральный аэрогидродинамический институт, в котором построен лётно-испытательный комплекс для МС-21 находится недалеко от Москвы в городе Жуковский – именно эта организация тестирует все российские самолёты. Здесь находятся специальные домкраты, есть просто весовые груза, которые навешиваются на плоскости, консоли, двигатели и фюзеляж самолёта.

От Иркутска до Жуковского около 4 тысяч км по прямой, железными и автодорогами ещё больше и в итоге для перевозки фюзеляжа выбрали самый большой в мире серийный самолёт Ан-124 «Руслан», но даже в него 36-метровый груз не помещался. Для того чтобы полностью поместить фюзеляж длиною 37.7 метра пришлось демонтировать заднюю часть грузового отсека Ан-124, там были сняты лестница и площадки, после этого корпус вошёл почти впритык.

Погрузка фюзеляжа МС-21 в Ан-124
Погрузка фюзеляжа МС-21 в Ан-124

На реконструкции «Руслана» трудности не закончились, оказалось, что фюзеляж МС-21 не входит не только по длине, но и по высоте. Проявив смекалку, иркутские инженеры положили его набок.

Около суток инженеры и рабочие поворачивали фюзеляж на 90 градусов, причём сначала тренировались на одной семиметровой секции, потом отработанную технологию применили ко всей конструкции и тут же столкнулись с новой проблемой – подвела погода.

Основная проблема была не в дожде, а в ветре, фюзеляж имеет большую парусность и грузить его при порывах 15 метров не представлялось возможным, пришлось ждать несколько часов пока не стихли порывы ветра. В Подмосковном Жуковском Ан-124 приземлился уже под вечер, однако, выгрузить МС-21 необходимо было в тот же день.

Готовились к транспортировке фюзеляжа около шести месяцев, а сама операция заняла менее суток, однако, перевозка самолётом была выбрана не только потому, что это самый быстрый способ. По всем расчётам и по статистике – это ещё и самый безопасный, меньше всего шансов повредить ценный груз.

Доставленный из Иркутска фюзеляж отправили в один из ангаров, где он будет дожидаться других частей самолёта, которые необходимы для статических испытаний. К этому времени туда поступят комплектующие от смежников – это крыло, горизонтальное и вертикальное оперение, створки и всё, что делается по кооперации. Досборка всего самолета в ЦАГИ будет производиться персоналом Иркутского авиазавода.

Борт №2 никогда не поднимется в воздух, последующие лайнеры, которые предназначены для других видов испытаний доберутся из Иркутска в Жуковский своим ходом, а перевозка 36-метрового фюзеляжа «Русланом» навсегда останется в истории, как уникальная операция, которая успешно завершилась несмотря на все технические и природные трудности.