Почему дети не любят уроки литературы?

Этот урок гораздо проще, чем математика или физика с ее формулами, расчетами, чем русский с его орфографическими и пунктуационными правилами, чем история с датами и персоналиями…

Казалось бы – нет ничего интереснее: читай интересные и познавательные истории, совершай вместе с героями путешествия, обсуждай их с друзьями на уроке. Но для школьников урок литературы - скучный, длинный, утомительный… и пятерки мало кто получает, и четверки нечасто.

Потому что в школе литературу изучают, а не читают. И что предлагается детям для изучения?

Прежде чем ругать ребенка за тройки и нелюбовь к литературе, загляните в учебник. Все произведения школьной программы создавались авторами НЕ для детей, а для взрослых!

В 6 классе изучают древнерусскую литературу. «Повесть временных лет» - ее и не каждый взрослый осилит. Попробуйте, почитайте. Тяжелый слог, непонятные детям слова.

«Слово о погибели Русской земли». Зачем о погибели – то в 6 классе! Вообще, очень много в программе по литературе произведений с печальным исходом. Герои гибнут, страдают, мучаются. Дети с неокрепшей психикой вместо яркого, вдохновляющего, увлекательного мира, погружаются в атмосферу боли и страдания, безысходности. А потом все вокруг с умным видом рассуждают про суициды у детей.

Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». Уже из-за одного названия у ребенка не появится желание открыть эту книгу.

7 класс:

«Поучение» Владимира Мономаха. Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение.

Бедные наши дети!

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Там тоже все умерли.

М. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Дети не поймут там добрую половину слов. Да и само название сия оды с трудом осилят. Зачем эту оду читать и изучать семиклассникам? Чему она их научит?

Апофеоз программы по литературе – это «Тарас Бульба» Гоголя.. отец убивает одного сына, другой страшно умирает в пытках. Смерть и кровь кругом.

Н. Некрасов: «Русские женщины», «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Это скучно детям, неинтересно! Потому что все это произведения для взрослого человека, а не для 13-летнего современного подростка.

А. Толстой: роман «Василий Шибанов». Там снова до смерти пытают героя.

Стихи Пастернака, Роберта Бернса, Байрона… Не в состоянии еще дети понять и оценить всю глубину поэзии. Поэтому им скучно, поэтому они начинают тихо ненавидеть уроки литературы.

Японские хокку тоже в программе. Например, такие:

О, Масуцима!

О, Масуцима, о!

Масуцима, о!

Или

Праздник Нового Года!

Но печален я, вспоминая

Долгий вечер осенний.

Много ли среди взрослых людей любителей хокку?

В 8 классе все то же самое.

Исторические песни: Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве.

Лирические песни: «Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…

«Житие Сергия Радонежского»

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

Скучно, нудно, непонятно, неинтересно. Как у детей появится любовь к русской литературе?

Почему нет в программе по литературе замечательных повестей и рассказов А. Гайдара, чудесных произведений В. Крапивина? Это будет интересно ребятам, эти книги учат доброму и светлому. Почему не читать и не обсуждать на уроках книги Кира Булычева, Э.Успенского?

Сколько замечательных книг для детей и подростков создано! Книг умных, захватывающих, заставляющих думать, сопереживать! Вспомните:

«Два капитана», «Человек-амфибия», «Одиссея капитана Блада», «Овод», «Таинственный остров», «Витя Малеев в школе и дома», «Чучело», «Дикая собака Динго», «Алые паруса», «Повесть о настоящем человеке», «Приключения Кроша», «Ташкент-город хлебный», «Записки маленькой гимназистки», «Вам и не снилось», « Выше радуги»… Этот список можно продолжать и продолжать! Почему этих книг нет в программе по литературе? Ведь главная цель уроков – привить интерес и любовь к чтению, вырастить читателя.

Но получается все в точности до наоборот.

Не будут дети любить литературу, любить книги, если не изменить программу по литературе. А вы согласны?