Как избавить текст от излишней образности?

Полёт фантазии журналиста может унести текст в такие дебри образности, что читатель забывает о содержании материала и ржёт над стилистическими нестыковками. Самые знойные примеры можно найти в текстах на культурную тематику и авторских жанрах (эссе, мнение), когда журналист считает, что ему позволено всё.

В небольших по объёму информационных текстах самым лучшим советом будет забыть об образности речи. Съехавший с катушек журналист может начать банальный репортаж абзацем про ярко-красный закат, полыхающий на фоне безмятежно-синего моря. Читатель за каким-то хреном узнаёт о событии лишь в седьмом предложении, после переваривания бесценного описания живописных красот южного берега Крыма. Думай, что за материал ты делаешь. Оперативная информация о событии? Экспресс-комментарий случившегося? Даже при наличии у тебя литературных талантов читатель может испытать когнитивный диссонанс. При отсутствии таланта твой текст ещё быстрее попадёт в золотую коллекцию «Планёрки».

Образные вкрапления в репортажи — это ещё ладно. Каноны жанра требуют держать себя хоть в каких-то рамках. Психушка начинается в текстах про выставки, фильмы, театры, путешествия или слёзные истории из жизни героев. Эти жанры, стоящие на стыке журналистики и литературы, вроде бы обязывают рисовать вензеля, изъясняться витиевато. Недоучившийся автор считает, что обходиться обычными информативными предложениями ни в коем случае нельзя. И открываются врата ада. Описания, рассуждения, возгласы о проблемах бытия и человеческого сознания, переживания за судьбу мировой цивилизации.

Очень часто издания совершают ошибку, отдавая написание текста о выставке автору выставки; об открытии театра — работнику театра. Конечно, для них главное событие жизни — то, что Васнецов участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси. С соответствующим неравнодушием, пафосом и размахом они тебе напишут 10 страниц текста. Не умаляя заслуг Васнецова, нужны ли эти подробности в музейно-лекционном изложении твоей аудитории?

Необходимо знать меру и тонко чувствовать, где читатель может заскучать, а где офигеть от твоего стиля. Налегай на художественную литературу, воспитывай вкус. Точных рецептов, сколько завитушек вешать в граммах, не существует. А корявые образные конструкции, напротив, легко заметит любой читатель.

Отдельная тема — однократные (1-2 слова) образные вставки, которые резко диссонируют со всем текстом. Распространённые ошибки: фразеологизмы не к месту; штампы («Ничто не предвещало беды»); конструкции-паразиты; слишком простые решения (частое употребление слов «красивый», «прекрасный», неумение подбирать эпитеты). Совсем плохо использовать выражения, значение которых ты не знаешь.

_______________

Понравилось прочитанное? Подписывайся на наш канал!

Ещё больше текстов — на нашем сайте planerka.org