Руководитель SMM в PornHub Дмитрий Колодин: SMM-щик — это не профессия

Дмитрий Колодин прославился, работая ещё в Aviasales. После развода Брэда Питта с Анджелиной Джоли он написал пост якобы от лица актёра, в котором тот рассуждал о необходимости частых перелётов на родину своих приёмных детей. Таким образом рекламировались билеты в Эфиопию. Это многим не понравилось. Другой пост — с ценами на перелёт в Анапу — появился после того, как в этом городе казаки избили Навального. Запись сопровождало фото казаков и надпись «Велкам!». Яркого SMM-щика заметили в PornHub и не прогадали. Задача была сложной, ведь в соцсетях порносайта нельзя публиковать видео или ссылаться на основную площадку. Основная функция SMM-щика — поддержание лояльности аудитории «бренду». За год админства Дмитрия Колодина в паблике во «ВКонтакте» аудитория группы увеличилась в пять раз. В интервью «Планёрке» Дмитрий рассказал о несложности своей работы и предпочтениях в порно, а всем коллегам по SMM посоветовал подыскать другое занятие.

СПРАВКА

Дмитрий Колодин родился 7 апреля 1988 года в нефтедобывающем городе Стрежевой Томской области. В школьные годы хотел стать гендиректором ЮКОСа. Учился на преподавателя русского языка и литературы в Оренбургском педагогическом университете, но не закончил. Работал на бетонном заводе и барменом в Санкт-Петербурге. Был копирайтером на фрилансе и SMM-щиком в рекламном агентстве. В 2014 году получил работу в Aviasales и улетел жить в Таиланд, где располагается штаб компании. В PornHub с мая 2017-го. Последние месяцы живёт в Грузии.

ТИПА СВОИ РЕБЯТА

— Напомни, зачем вообще американскому PornHub понадобился паблик в русскоязычном «ВКонтакте»?

— Паблик-то был ещё до меня. Им понадобилось наработать, нарастить комьюнити. Видимо, оно выросло достаточно, чтобы руководство обратило на него внимание. У них есть международный англоязычный Твиттер. Я сейчас их, кстати, подбиваю завести ещё русскоязычный. Они хорошо работу ведут, но на английском, который в России не все понимают. Ну а в Фейсбук по понятным причинам не сунуться — он блокирует всё, где есть сочетание букв «porn».

Страница группы PornHub во «ВКонтакте»
Страница группы PornHub во «ВКонтакте»

— Ты относительно нерегулярно постишь в группе. Как определяешь, когда пора делать запись? Это от свободного времени зависит?

— Когда есть что сказать, говорим. Тут дело не в регулярности. Бывают дни, когда выходит по три-четыре поста. А бывает, случаются очередные трагедии, и тогда мы со своими шутками ни к селу ни к городу. Бывают просто выходные, и в группе никого. У нас работа идёт даже не с контентом, а с комьюнити. Поэтому, если праздник и людей в онлайне практически нет, смысл что-то постить? Лучше сделать это через день-два и собрать побольше комментариев, реакций.

Посмотри рекламу условного XVideos, где простые бытовые древнеарбитражные темы, вроде «мамка пришла домой, сын её оттарабанил». А у PornHub в маркетинге есть своя политика, мы типа свои ребята.

— Какая конечная цель у всего этого? Да, в группе нескучно. Да, есть работа с комьюнити. А PornHub с этого что?

— Конечная цель — это, в первую очередь, лояльность. Повышение лояльности как новой, так и уже существующей аудитории. Потому что порно — это порно. Люди не привязаны к какому-то одному сайту. Где нашли, там и смотрят. Мы хотим, чтобы у нас было некое лицо, которого нет у других порносайтов.

Взять условные XVideos или XHamster. У них нет ни определённого лица, ни характера, ничего. У PornHub в маркетинге есть своя политика, характер, мы типа свои ребята.

Посмотри рекламу XVideos, где простые бытовые древнеарбитражные темы, вроде «мамка пришла домой, сын её оттарабанил». Здесь весь интерес в том, чтобы рекламировать свой сайт, не скатываясь при этом в порнуху.

— Твой контракт с PornHub скоро заканчивается…

— Я больше чем уверен, что мы его продлим (на момент публикации этого текста контракт действительно был продлён, — прим. ред.).

— Получается, тобой довольны?

— Да, мы сейчас обсуждаем продление. Есть желание не просто продлить, а прописать на бумаге какие-то дополнительные мои обязанности. Потому что очень многие на российском рынке приходят постоянно ко мне с какими-то предложениями о сотрудничестве.

— Например?

— Делали с «Амедиатекой» проект. Там нужно было угадать, откуда скриншот — из сериала или из порно. Использовался наш бренд. Плюс мы помогли отобрать кадры из порнофильмов, которые возможно спутать с игровым кино.

— Ты этим занимался?

— Больше некому.

Тут по RT рассказывают про PornHub. Блин, круто вообще! В Штатах чтобы логотип PornHub показали когда-нибудь по телевидению — это же практически невозможно

— Перечисли, что хорошего ты сделал за год админства в паблике?

— Мы начали с 28 тысяч подписчиков, сейчас их 150 тысяч. Владельцы от такого роста офигели, расчёт был прибавить ну хотя бы в два раза. Это основное. Плюс первое время про нас постоянно писали, делали сюжеты какие-то (например, год назад СМИ активно рассказывали, что PornHub отправил Роскомнадзору десять премиум-аккаунтов за разблокировку, — прим. ред.).

Офис находится не в России, мы с ними общаемся ночью, когда у нас рабочий день начинается. Они там периодически рано утром смотрят, что у нас происходит. Проснулись, а тут по какому-нибудь RT рассказывают про PornHub. Блин, круто вообще! В Штатах чтобы логотип PornHub показали когда-нибудь по телевидению — это же практически невозможно.

— Ещё что-нибудь?

— Да нет. Ну чем здесь хвалиться? Все довольны. У нас нет какой-то глобальной цели. Есть цель, чтобы было круто и всё.

— Кто у тебя начальство? Как часто вы общаетесь?

— Конкретного нет начальства. Есть отдел маркетинга, там нас несколько человек. Есть групповой чат: главный по маркетингу Брэтт, девушка Арайя, плюс девушка Алекс, которая за пиар отвечает, плюс непосредственно директор.

Маркетолог Pornhub Арайя занимается всеми англоязычными соцсетями компании. Это она писала Дмитрию с предложением о работе
Маркетолог Pornhub Арайя занимается всеми англоязычными соцсетями компании. Это она писала Дмитрию с предложением о работе

— Чат в каком мессенджере?

— В Telegram. Я их научил им пользоваться.

— А изначально они где сидели?

— Изначально мы общались по почте. Потом, когда пошла плотная работа, начали решать, как лучше коммуницировать. Я говорю: ребят, я пользуюсь Telegram. Они установили, теперь чат у нас там. До этого они ничего про Telegram не знали.

— То есть он им по вкусу?

— Слушай, ну я не спрашивал.

— Ок. Ты говоришь, что нет задачи увеличить охваты до каких-то чисел...

— Каким образом увеличить? Мы не можем вести трафик на сайт, это будет считаться распространением. Мы здесь ограничены законом.

— То есть, кроме повышения лояльности к бренду, никакой более чёткой задачи нет?

— Вопрос в том, как работать с аудиторией. Видишь, получилось на данный момент 150 тысяч человек, которые нас любят, которые готовы с нами общаться, готовы потреблять и генерировать контент. Просто оставлять их на ровном месте было бы глупо.

ПОРНО — ЭТО НЕПЛОХО

— Ты упомянул про Твиттер. Что-то более конкретное можешь сказать? Будет или нет, когда, насколько это приоритетная цель для компании?

— Всё сейчас обсуждается. Думаю, будет. Это удобно для всяких ситуативных моментов. Не нужно даже делать картинку, достаточно просто написать твит, связанный с тем, что сейчас происходит.

— Есть у тебя идеи, как выстрелить там, набрать первичную аудиторию?

— Ссылку размещу в нашем комьюнити и мы достаточно быстро наберём первоначальную аудиторию. Дальше всё будет продвигаться исключительно за счёт контента.

— Сайт yourhub.aviasales.ru (благодаря нему Дмитрия заметили и предложили работу в PornHub, — прим. ред) давно не обновляется. Почему?

— Он и не должен. Он же был одномоментный, к истории блокировки PornHub. Он очень хорошо выстрелил год назад. Сейчас он продолжает висеть и даже трафик кое-какой даёт постоянно. Но это проект отработавший.

Сайт появился в день блокировки PornHub в России и пародировал его дизайн. Кликнув на один из «роликов», пользователь попадал на страницу покупки билетов
Сайт появился в день блокировки PornHub в России и пародировал его дизайн. Кликнув на один из «роликов», пользователь попадал на страницу покупки билетов

— Я правильно понимаю, что ты ещё частично выполняешь обязанности пресс-секретаря PornHub в России?

— Да, так получилось. Мы обсуждаем контракт, потому что заниматься только комьюнити, как мы изначально хотели — это одно. Когда попёрла пресса, начали спрашивать комментарии, естественно, это всё легло на меня. Когда нужен оперативный комментарий, журналисты всегда сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, огромная разница во времени, у ребят в Америке в это время ночь. Во-вторых, они не в курсе, что происходит в России, и каких-то явлений попросту не понимают. Если отправить им вопросы, у них сутки уйдут только на то, чтобы найти человека, проконсультироваться с ним, понять, о чём вообще речь идёт и так далее. В моём случае это можно гораздо быстрее сделать. Как правило, вопросы идут однотипные, они не требуют дополнительной подготовки. Например, правда ли, что мы загрузили видео Навального. И ты объясняешь в десятый раз, что мы не загружали, что залить видео на PornHub может любой желающий.

— Часто тебе в последнее время приходится выступать в этом качестве?

— Поначалу постоянно было, сейчас поспокойнее. Хотя я не подсчитывал.

— Тебя не напрягает быть ещё и пресс-секретарём?

— Меня вообще всё напрягает в жизни абсолютно. Быть пресс-секретарём напрягает не более, чем просыпаться по утрам.

Историй о порно в медиа стало больше. Это хорошо. Порно уже достаточно плотно вошло в жизнь, в индустрию

— Что значит «всё напрягает»? Это значит, что ты бы хотел получать зарплату и не работать? 

— Нет, почему? Когда тебя в жизни всё напрягает, зарплата тоже напрягает. Мне приятно самому, что можно работать ещё и таким образом. Ты заметил, что историй о порно в медиа стало больше? Это хорошо. Порно уже достаточно плотно вошло в жизнь, в индустрию. И это интересно. Интересно это изучать, работать с этим. Это основная глобальная задача: донести идею о том, что порно — это неплохо, это просвещает. 

— Команды у тебя так и не появилось, всё делаешь один? 

— Да она и не нужна. Это не тот объём работ, который нужно делегировать на несколько человек. Если бы у них было какое-нибудь агентство, они бы, конечно, присобачили десять макак, которые по одному предложению бы писали, ещё три человека делали бы комьюнити. Соответственно, агентство требовало бы денег в сто раз больше, чем я. 

НЕ ДЕЛАТЬ Х**НЮ

— Как проходит твой обычный рабочий день? 

— Да никак. Я просыпаюсь и начинаю сёрфить в интернете вплоть до момента, пока не усну. В процессе появляются какие-то идеи. Либо что-то привлекло, какие-то ситуативные вещи, либо я смотрю на PornHub, какие популярные ролики смотрят из России, с которыми можно поработать. То есть если условный мем будет с более-менее знакомыми кадрами, он получит больше реакций от подписчиков. Либо просто сидишь, сёрфишь, и в какой-то момент придумывается шутка. Кажется, что ты как будто бы ничего и не делаешь. Но при этом приходится поглощать и отфильтровывать огромное количество информации.

— Ты в стряпаешь мемы фотошопе. Где и когда научился с ним обращаться?

— А чего там обращаться? Это совсем примитивная программа. Мне же не нужно там глобальных действий совершать, фигачить маски, склеивать под углом картины, выставлять фильтры. Всё, что тебе надо, — сделать одну картинку и нанести на неё текст. Это несложно.

— Что ещё ты умеешь? Какие программы нужны в работе? В какой степени владеешь ими? 

— Да никакие. То есть я владею огромным количеством программ, но они не нужны в работе. Я могу примитивный монтаж в After Effects зафигачить или ещё что-то. Пару раз я этим пользовался для работы, делал смешные ролики, например. Но это достаточно редкое явление. В основном, всё, что тебе нужно, это удачная картинка, которая может быть хороша сама по себе, а может потребоваться трёхминутная работа в фотошопе. Не больше.

Голова должна понимать, что такое х**ня, а что такое не х**ня. Если это подразделение есть в голове, то всё будет хорошо, чем бы ты ни занимался. И SMM, и работой на стройке, и всем, чем хочешь

— Ты говорил, что SMM-маркетингу учить бесполезно, надо просто следить за трендами, за соцсетями. Тем не менее, тебя зовут, и ты активно выступаешь спикером на всевозможных мероприятиях. 

— Я там то же самое и рассказываю. Никого ничему не учу. 

— Для чего тогда ездишь? Это нужно для пиара PornHub? 

— А мне несложно. Если люди просят, говорят, что готовы привезти, и я свободен — несложно. Но я сразу предупреждаю, что вряд ли они получат какие-то полезные знания. Зато посмеёмся, познакомимся и так далее. 

— Можешь как-то очертить круг того, что должен уметь толковый SMM-щик, без чего ему нельзя обойтись? 

— SMM-щик — это не профессия. Всё, что нужно, это иметь ровные руки, голову на плечах и не делать х**ню. Голова должна понимать, что такое х**ня, а что такое не х**ня. Если это разделение есть в голове, всё будет хорошо, чем бы ты ни занимался. И SMM, и работой на стройке, и всем, чем хочешь. 

Пример поста в группе. Фулл в данном случае означает видео целиком
Пример поста в группе. Фулл в данном случае означает видео целиком

— Ты же понимаешь, к чему я спрашиваю. Можешь дать советы тем, кто ведёт соцсети? Что делать почаще, чего не делать?

— Могу только один совет дать: найдите нормальную работу.

— То есть не стоит спрашивать тебя про специфику Твиттера, ФБ, Telegram?

— Специфику все прекрасно понимают. Если решишь, что тебе это надо, делай, пробуй. 

— Надо просто залезать и делать, по ходу разбираясь, что тут происходит? 

— Ты делаешь, смотришь. Если не получается, по-другому делаешь. Опять не получается — опять по-другому. Если с третьего раза не получилось — либо ты дебил, либо действительно канал не рабочий. 

ПРО ПАБЛИКИ И КАНАЛЫ

— Сообщество «Мёртвые позеры» ведёшь ты и исключительно по фану? 

— Да, делаю я. Изначально я его делал с моим другом Мишей, с ним мы придумывали большинство шуток на протяжении более чем десяти лет. Потом офигенные посты стал часто предлагать Петя Кузнецов, ведущий передачи про спорт на радио «Говорит Москва». Я его добавил в админку, чтобы он не предлагал, а уже сам постил. Вот основной контент мы втроём делаем. Плюс какой-то процент — предложенные пользователями картинки. Нам это всё по фану. Есть идея — запостил.

Как правило, в паблике названия зарубежных групп накладывают на фото российских исполнителей. Но могут наложить и на Навального, например
Как правило, в паблике названия зарубежных групп накладывают на фото российских исполнителей. Но могут наложить и на Навального, например

— Ты постоянно тусишь в соцсетях. Где лазишь, что читаешь?

— Твиттер, Фейсбук, сильно меньше ВК. Да и всё, наверное. Telegram-каналы — что-то я не проникся этой идеей.

— У PornHub нет канала в Telegram. Свой канал на 3 тысячи человек ты держишь для себя и в инструмент заработка превращать не собираешься. Какие у тебя вообще отношения с телегой? Чем не мила тебе эта площадка?

— Я Telegram не читаю. Слишком много каналов, и неинтересна мне эта концепция. Особенно не понимаю каналы анонимные политические и околополитические. Это не значит, что Telegram плохой. Это как если ты не смотришь порно. Ну неинтересно тебе порно и всё, это же не значит, что PornHub — плохой сайт.

— Но в Фейсбуке ты же смотришь новости, мониторишь инфу. Значит, тебе просто удобнее получать информацию в формате ФБ, а не Telegram?

— Конечно. В Telegram я пока не вижу какой-то полезной для себя информации. ФБ — это какие-то срачи, мемы и прочие истории. Я же там не друзей смотрю.

— Но за войнами Дурова с РКН следишь? Чем, по-твоему, дело кончится?

— Ну, это не война пока. Непонятно, кому вообще нужна вся эта история. Хотя, может быть, и война. Выглядит как война, идут потери с обеих сторон. И, в общем-то, страдают из-за этого исключительно пользователи. Я не говорю, что в этой ситуации кто-то прав, кто-то не прав, но непонятно просто вообще нах*я всё это было нужно.

— Так чья возьмёт?

— Ну а смысл тут что-то прогнозировать? Я просто жду, когда это закончится. Понимаешь, РКН — не дебилы. Дуров, в общем-то, тоже не дебил. И почему два недебила вместо того, чтобы заниматься какими-то важными делами, занимаются этой мышиной вознёй, я не могу понять. Такое ощущение, что они играют в игру «нет, ты первый клади трубку».

ОБ ЭРЕКЦИИ

— Тебе недавно стукнуло 30. Как отметил?

— Отметил отлично, в Грузии. Тут были мои друзья, с которыми раньше работал. В общем, прекрасно отметили. Мало кто помнит это всё, что, в общем-то, показатель.

— Где ты английский выучил?

— Я его не учил никогда. В школе был немецкий, в университете тоже. Да просто как-то так получилось... Через музыку в основном учился понимать. Плюс потом переехал, начал общаться с иностранцами на английском. Он у меня не сказать чтоб прямо отменный. Но пока больше не нужно.

— Переписываться с американским начальством твоего уровня хватает.

— С текстом вообще проще работать.

— Чего по работе приходится делать больше? Смотреть порно или читать новости?

— А как это посчитать?

— По потраченному времени. Сколько смотришь ролики, сколько — новости.

— Ты же ролик не смотришь полностью. Новостей ты потребляешь ровно столько, сколько их есть.

Когда я по работе смотрю порно, естественно, в какой-то момент может возникнуть эрекция. Это нормальная история. Проблемы начнутся, когда эрекция пропадёт. И то непонятно, проблема это или нет в 2018 году

— Тебе не надоело? В смысле… для себя ты включаешь порно?

— Ну, не то чтобы оно прямо настоп**дело… В общем, какие-то бытовые истории стали мне менее интересны в этом плане.

— А какое включаешь?

— Слушай, ну нет такого. Я не ищу чего-то этакого. Нет какой-то конкретики. Просто начинаешь листать, что-то видишь новое и находишь какие-то вещи, которые тебя могут заинтересовать.

— Это сказывается как-то на эрекции? Порно, наверное, надоедает, голые тела могут примелькаться.

— Ну а как это скажется? Когда я по работе смотрю порно, естественно, в какой-то момент может возникнуть эрекция. Это нормальная история. Проблемы начнутся, когда эрекция пропадёт. И то непонятно, проблема это или нет в 2018 году.

— Жена/подруга у тебя не появилась?

— Ничего не изменилось. Думаю, если бы у меня была подруга и тем более жена, я бы не стал это обсуждать. И даже не конкретно эти вопросы, а всё, что было бы связано с ней. Ведь какое отношение это имеет к моей работе?

— Ты Пхукет совсем разлюбил?

— Не то чтобы разлюбил… Я живу там три года, я не могу долго на одном месте находиться. Когда есть возможность путешествовать, надо ей пользоваться.

— Сейчас ты временно предпочитаешь тоже тёплую Грузию. То есть жара тебя не напрягает?

— Да, люблю, когда тепло. Для этого достаточно пожить какое-то время в тропиках и привыкнуть к тому, что всё, что тебе нужно для выхода из дома, это обуться. Вот в Грузии у меня так и происходит. А в России чтобы выйти из дома, нужно надеть на себя какое-то невообразимое количество вещей. Очень долго обуваться, спускаться по лестнице, ехать на чём-то.

— Когда путешествуешь, группу кто-то ведёт за тебя?

— Почему, я работаю. Перелёт же занимает несколько часов и всё.

— Я к тому, что отпуск ведь у тебя бывает? Бывает, что кто-то за тебя делает твою работу?

— Нет, не было такого уже очень давно.

— Кроме UFC (американская организация, устраивающая бои по смешанным единоборствам, — прим. ред.) есть компания, где ты хотел бы поработать?

— Наверное, нет. UFC, PornHub — это компании, глядя на которые со стороны, можно понять, как они работают, и что тебе их работа интересна. А вообще интересно поработать в любой компании, которая заинтересовала бы меня своим продуктом и позиционированием на рынке, своими идеями и целями.

— Ты доволен тем, что делаешь? Не хотел бы попробовать себя в каком-то другом направлении?

— Я не думаю о таких вещах. Если появляется предложение, начинаю думать. Если хочешь что-то делать — делаешь, пробуешь.

— План открыть к пятидесяти годам бар в Пхукете в силе?

— Открыть бар — это всегда в силе. Как только пойму, что я накатался, что готов находиться на одном месте, тогда я этим планом займусь. Если доживу.

________________

Записал Павел Комов