Сергей ПАРАНЬКО: «Покидаю «ВКонтакте», Петербург и Mail.ru Group»

24.04.2018

Директор по медийной экосистеме «Вконтакте» Сергей ПАРАНЬКО уходит со своей высокой должности. А ещё он переезжает в Москву и не собирается продолжать карьеру в Mail.Ru Group. Почему ему стало неинтересно, и чем «Вконтакте» лучше Фейсбука и Яндекса? Об этом Сергей Паранько рассказал «Планёрке».

Автор: Александр Литвинов

— Почему ты уходишь из ВК? Платформа находится на подъёме, а все только и говорят про алгоритм «Прометей», нейронки и рекомендательные сервисы. Ты ведь за это и отвечал.

— Да, за этот год мы сделали то, что планировали. Запустили раздел «Рекомендации», который даёт автору возможность найти новую аудиторию и подписчиков, начали защищать авторские материалы, заточили наши нейронки на поиск и продвижение оригинального контента. Создали механику поиска и поддержки авторов «Прометей» и пару новых форматов подачи контента. Дальше остаются доработки и развитие согласно вектору, по которому мы начали разгоняться. Процессы выстроены, и мне на этом этапе уже не так интересно.

— Ты уходишь в пустоту? Или подобрал для себя новое место?

— Нового места параллельно с работой я не искал. На следующей неделе начну встречаться с интересными людьми и определяться с проектами, которыми займусь дальше.

— Но твоя карьера будет и дальше связана с Mail.Ru Group?

— Нет, я в MRG с 2009 года, занимался развитием медийных проектов компании в СНГ и Балтии, затем работал на позиции редакционного директора. И сейчас возвращаться не собираюсь. Меня уже добавили в чат бывших сотрудников, там весело, и я не дам меня оттуда быстро «кикнуть»!

— В прощальном посте ты ясно обозначил, что переезжаешь из Санкт-Петербурга в Москву. Значит ли это, что Питер в целом проигрывает и удобнее заниматься любимыми делами в столице?

— Медийщикам и медиаисследователям в Петербурге сложно. Вся тусовка в Москве, встречи в Москве, мыслителей современности тоже привозят в столицу. Онлайн-общение не замещает реального мира, мне не хватало в Петербурге мест и людей, с которыми можно обсудить текущие мысли. Ты не чувствуешь ритма цеха и засыхаешь. А ещё в Петербурге страшно темно зимой!

— Если будущее пока туманно, давай пробежимся по прошлому. Твой главный личный успех в ВК?

— Поддержка стандарта для медиа AMP (Accelerated Mobile Pages). И механика поддержки контентмейкеров «Прометей». Аудитория перешла в социальные сети, это сложно отрицать. Медиа не только потеряли монополию на дистрибуцию и производство контента, они потеряли контроль над аудиторией. Одной из возможностей, которые остаются «не гигантам», это идти за аудиторией на платформы. Но этот переход означает ещё и потерю контроля над инструментами подачи. Можно долго рассуждать, хорошо это или нет. Хорошо, потому что не нужно тратиться на разработку. Плохо, потому что вы не контролируете развитие инструментария и используете ровно то, что дают.

— Конкурирующие платформы занимаются тем же самым. Facebook, Яндекс и всё остальное. «ВКонтакте» лучше?

— Я очень доволен, что мы смогли удержать себя в руках и отказались от разработки собственного стандарта для медиа. Фейсбук с Instant Articles и Яндекс с Турбо.Страницами так не смогли. Мы поддержали открытый стандарт, который позволяет изданиям самостоятельно размещать рекламу и аналитику. То есть фактически вернули им какой-то контроль над вёрсткой, подачей, вернули возможность анализировать данные о своих читателях и дали инструмент для монетизации.

— Способны ли рядовые авторы конкурировать на платформе «ВК» с состоявшимися медиагигантами?

— Те, кого медиа раньше называли «наша аудитория», получили новые инструменты для коммуникации. В какой-то момент люди, медиа, паблики, действующие на платформе «ВКонтакте», стали субъектами экосистемы, и более подготовленные начали душить маленьких. Попросту говоря, вот я контентмейкер, снял свой клип и опубликовал в три часа ночи. А ты, не знаю, пусть будешь художник, ты нарисовал комикс и запостил его в пять утра. В хронологической ленте у нас с тобой не было шансов. Потому что в 7:30 паблики MDK, Борщ, Лентач и прочие монстры активно включались и выпиливали наш контент своими публикациями из пользовательских лент. Вот чтобы дать всем равные шансы, мы и запустили алгоритмическую ленту новостей и раздел рекомендаций. Это позволило перебалансировать внимание пользователей и распределить их лучшим образом. Не без побочного эффекта, конечно. В целом в жизни редко бывает, когда ты делаешь что-то и это даёт фантастический 100-процентный позитивный результат. Часто улучшаешь что-то в одном месте, но создаёшь определённую волну своими решениями, волну, с последствиями которой ещё предстоит встретиться. И волну от запуска «умных лент» все ощутили быстро.

В общем, интернет сперва убил гейткиперов в виде монополии издателей, а затем породил новых, в виде нейронных сетей. Но в старой парадигме у маленьких и начинающих вообще не было шансов. А для того, чтобы помочь маленьким поверить себя и не бросить творить, мы изобрели механику «Прометей». Задачей которой является поиск и поддержка интересных авторов, и даже предсказывание появления новых звёзд. Механику «Прометея» не любят админы крупных пабликов, потому что он вряд ли к ним придёт. Но это штука, которая уравнивает шансы. Мне нравится, как про это написал Никита Сухорутченко.

— Хорошо, плюсы ты расписал красочно. А какая твоя главная неудача? Может, что-то не успел сделать?

— Мы в этот год делали то, что сами хотели сделать. То, чем горели, поэтому провального чего-то я не могу сейчас вспомнить. Извини, я старался.

— В каких сетях ты есть сам, и где тебя точно не будет? Речь, понятное дело, не про ВК.

— Контентмейкер идёт за аудиторией. Если упростить и посмотреть ретроспективно — мы рассказывали наши истории в пещерах у костра, потом были глашатаями на базарах, а когда люди обучились чтению, начали издавать газеты и журналы. По радио сначала передавали оперу и бокс, и лишь когда у технологии появилась аудитория, там начали вещать новости. К чему я веду? Куда пойдёт аудитория, туда и двинутся медийщики, публичные люди и сторрителлеры. Всегда лучше рассказывать свои истории там, где их услышат. Справедливо и обратное — аудитория идёт за контентмейкером. Так что критическая масса крутых талантов обеспечит платформе аудиторию и победу над конкурентами. А для своих личных публикаций я предпочитаю фейсбук.

— Сейчас разворачивается драма с мессенджером telegram. Правильно ли говорить, что ВК менее защищён с точки зрения стороннего доступа к личной переписке?

— Нет, неправильно.

— Какие новинки в ВК мы увидим в ближайшее время? Ты расплывчато проанонсировал в своих постах… Может быть, есть шанс чуть приоткрыть тайну?

— «ВКонтакте» продолжит разрабатывать новые форматы подачи. Согласно намеченному плану, мы запустили редактор лонгридов. К нему у аудитории небывалый интерес. А новый формат, который уже на подходе, будет, скажем так, не про буквы.