Шесть этапов адаптации в детском саду и школе

Вот ребенок пошел в детский сад, а потом и в школу. Обстоятельства в жизни бывают разные: он может поменять класс, школу и детский сад. Родителей беспокоит, как смена коллектива может повлиять на ребенка, сможет ли он адаптироваться и найти друзей на новом месте. Что придется преодолеть родителям и детям в период адаптации?

Что такое адаптация?

Адаптация – это процесс физиологический, который связан с образованием нейронных связей в головном мозге. Перемены заставляют мозг работать на формирование новых нейронных связей. Это новая для мозга ситуация. Сколько времени уйдет на освоение мозгом перемен, никогда нельзя сказать наверняка, для всех этот процесс индивидуален. Специалисты отмечают, что детям младшего возраста требуется больше времени, чем детям постарше. Не думайте, что ребенок из вредности не хочет привыкать к новым условиям, это скорей всего связано с его физиологией. Хотя есть детки, у которых эти процессы происходят очень быстро, но у этих детей и быстрая речь, и они быстро эмоционально приспосабливаются к новым условиям.

Сколько времени длится адаптация?

Стоит отметить, что адаптацию нельзя отменить никакими способами и лекарствами. Как минимум процесс ее занимает 6 недель. Адаптация характерна для любого возраста, как для садика, так и для университета. Иногда на фоне адаптации ослабляется иммунная система. Как результат ребенок начинает болеть, пропускать сад или школу. Процесс адаптации обнуляется. Вот почему после каждой болезни детки, будто впервые воспринимают поход в детский сад.

Этапы адаптации

Первый этап длится от пары дней до пары недель. Вроде бы все идет гладко, ребенок сам собирает вещи в школу или сад, сам одевается, сам встает. Причем делает это все достаточно бодро и спокойно. Это был первый вариант развития событий. Второй вариант развития событий. Ребенок устраивает истерики, не хочет уходить из дома, упирается, отказывается быть самостоятельным.

Второй этап – это усталость. И чаще всего более явно она проявляется у детей, которые отнеслись положительно к перемене места.

Третий этап - это протест. Вроде бы все шло гладко, и подобного развития событий никто не ждал. Но вот на ребенка накатило, и больше нет сил, молча и спокойно реагировать на все.

Четвертый этап – сложное поведение. Ребенок может заболеть, протестовать, вести себя агрессивно. Причем делает он не специально. Например, забыл дома форму для урока физкультуры или забыл папку для урока технологии, забыл сменную обувь в автобусе. Таким образом, он выражает свой протест, сам того не осознавая.

Пятый этап - временное ухудшение. Когда вроде бы все идет гладко, например, в понедельник и вторник, а в среду обстановка накаляется. Потом опять на пару дней затишье и повтор ситуации.

Шестой этап – конкретное улучшение. Ребенок привык, не в восторге, но жить можно.

Как вести себя родителям?

Зная, что это нормальный физиологический процесс, надо набраться терпения и сказать себе - жди! Дергая себя и ребенка, можно только затянуть период адаптации. На 6 недель точно стоить успокоиться, и не бить тревогу. А если ребенок заболел, то процесс затянется на более долгий срок. Если и после ребенок не может привыкнуть к новому месту, то тогда стоит начать искать проблему.

А, может, у ребенка есть свои причины нежелания адаптироваться к новому коллективу? Немного об этом в статье «Почему ребенку не интересно в школе и что с этим делать?»