Название по рецепту

10 January 2019

«Кажется, что если «Вольтарен эмульгель» произнести с нужной громкостью и интонацией, можно метнуть огненный шар»

– анекдот

Название по рецепту

Производители лекарств, как и любого другого товара, заинтересованы в том, чтобы они хорошо продавались. Однако нейминг в фармацевтике имеет некоторые правила. Медицинские справочники гласят, что название должно указывать на активное вещество лекарства или соответствовать эффекту, который оно оказывает. Например, всем известный анальгин – псевдоним метамизола натрия. По-латыни algia – «боль», а частица an указывает на отрицание. К слову, в США, Японии, Австралии и некоторых других странах анальгин считается небезопасным и потому запрещен.

Впрочем, такое правило работает не всегда. Эффективный против сердечных колик валидол – препарат на основе изовалериановой кислоты и ментола. Вероятнее всего, название – сочетание двух слов – «валериана» и «ментол», хотя оно не так уж очевидно. А всем известный аспирин – коммерческое название ацетилсалициловой кислоты, которое является зарегистрированным товарным знаком компании «Байер». Название ушло в народ, однако если аспирин не произведен «Байером», на упаковках этого слова не увидеть.

Пожалуй, больше всех названий появилось у парацетамола: «Колдрекс», «Терафлю», «Фервекс» – все это он. Лекарства на основе парацетамола очень продаваемы из-за безопасности и эффективности. Хотя, может быть, многим просто нравится при простуде пить ароматный горячий напиток. Кстати, есть один полезный лайфхак: если цена на лекарство слишком высока, стоит выяснить, какое активное вещество оно содержит и попросить в аптеке именно его. Почти наверняка вам предложат аналоги дешевле – одно и то же лекарство от разных производителей может очень различаться в цене.

Случается, что производитель оставляет «настоящее» название – то есть выпускает лекарство под именем вещества, например новокаин или фенитоин, но это скорее свойственно «рецептным» препаратам. Лекарства в свободной продаже требуют коммерческого названия, чтобы быть конкурентоспособными. Впрочем, иногда названия получаются довольно смешными или неблагозвучными, например «Имудон».