"Когда искусственный интеллект поведёт электричку", или "Кое-что о возможностях Умного Транспорта в России"

По следам релиза моей колонки "Дорогами будущего..." на РБК.Тренды

В 2021 году невозможно себе представить эффективную городскую экономику, в которой не используются ИИ-технологии в транспортной и логистической сфере.

По мнению экспертов РАЭК, тренд на ИИ-трансформацию уверенно лидирует именно в этих сферах.

"Когда искусственный интеллект поведёт электричку", или "Кое-что о возможностях Умного Транспорта в России"

При этом у России есть все шансы на "первопроходчество" и лидерство по ИИ-трансформации в этих сферах:

  • Городская мобильность
  • Курьерские услуги
  • Транспорт
  • Железнодорожные перевозки

Кстати, мы видим это и по вовлеченности власти в ИИ-инновации (в марте 2021 Владимир Путин поддержал идею участников конкурса "Цифровой прорыв" по проведению серии хакатонов по искусственному интеллекту), и при работе над своими же отраслевыми проектами (РИФ, хакатоны "Цифрового прорыва" и ИИ-хакатоны) — в них тема ИИ выходит на первый план.

Моя колонка на РБК.Тренды
"Дорогами будущего..."


Да, тема стала настолько значимой, что я решил изучить ее подробно и поделиться экспертизой со всеми, кому она будет полезной.

В колонке для РБК.Тренды я подробно рассмотрел:

  1. Как ИИ-технологии и цифровая трансформация на транспорте не только делают экономику более эффективной, но и делают нашу жизнь удобнее.
  2. Какие разработки в области Умного Транспорта сейчас уже активно внедряются, или имеют шанс на успех в России.
"Когда искусственный интеллект поведёт электричку", или "Кое-что о возможностях Умного Транспорта в России"

Моя экспертиза и прогнозы по развитию Умного Транспорта (как элемента IIoT и важной части экосистемы SmartCities) собраны в колонке "Дорогами будущего..." на РБК.Тренды.

Давайте пройдемся по главным идеям подробнее...

Искусственный интеллект — это новая эра в развитии цифровой трансформации в сфере транспорта и логистики

И важную роль в развитии Умного Транспорта играют накопленные данные. С их помощью получаем:

  • улучшение логистики
  • безопасную и регулируемую транспортную среду
  • автоматический анализ и прогнозирование тех. состояния автомобилей
  • оптимизацию цепочек поставок

ИИ уже активно внедряется в логистике — с помощью предикативной аналитики:

  • можно построить оптимальный маршрут
  • рассчитать идеальное время доставки товара
"Когда искусственный интеллект поведёт электричку", или "Кое-что о возможностях Умного Транспорта в России"

Еще одна возможность — прогнозирование тех. обслуживания транспортных средств:

  • планирование тех. обслуживания
  • прогнозирование затрат на комплектующие
  • поддержка достаточного количества рабочих машин в автопарке

Более того — получаем дополнительный мониторинг товара:

Особенно — для морских контейнерных перевозок (контроль появляется не только при погрузке в порту и после доставки груза, но и ВО ВРЕМЯ перевозки).

Порт в Роттердаме (Фото: The Agility Effect)
Порт в Роттердаме (Фото: The Agility Effect)
Порт в Роттердаме (Фото: The Agility Effect)

Датчики, установленные в "умных" контейнерах, предоставляют в режиме реального времени информацию о точном местонахождении груза, внешних ударах, состоянии дверей, температуре, давлении и др.

Ну и беспилотные авто — наверное одна из самых обсуждаемых тем, связанных с Умным Транспортом...

Уже есть примеры экономической эффективности их использования.

Даже с участием водителя-инженера, совокупное время доставки сократилось с 24 часов до 14 часов 6 минут или на 42% (это эксперимент компании TuSimple из США).

Не только Яндекс?

Кто еще занимается разработками беспилотного транспорта в России?

Примеры разработки и имплементации ИИ-решений для транспорта в России:

Яндекс и СБЕР:

уже работает беспилотный транспорт в Москве и Иннополисе

"Когда искусственный интеллект поведёт электричку", или "Кое-что о возможностях Умного Транспорта в России"

СБЕР:

Ведутся разработки полностью автономного автомобиля

"Когда искусственный интеллект поведёт электричку", или "Кое-что о возможностях Умного Транспорта в России"

КамАЗ:

Разрабатывается автономный транспорт и для грузовых перевозок

"Когда искусственный интеллект поведёт электричку", или "Кое-что о возможностях Умного Транспорта в России"

РЖД:

Частичная автоматизация уже внедряется при пассажирских перевозках на МЦК в Москве и при грузовых в Ленобласти

Пассажирский поезд «Ласточка» в районе станции «Деловой центр» (Фото: РЖД)
Пассажирский поезд «Ласточка» в районе станции «Деловой центр» (Фото: РЖД)
Пассажирский поезд «Ласточка» в районе станции «Деловой центр» (Фото: РЖД)

Вклад РСВ, РАЭК, ИТ-сообщества России

Вопросы автоматизации на транспорте — в числе ТОП-кейсов "Цифрового прорыва"


Мы в РАЭК также активно вовлекаем наших хакатонщиков (начинающих и состоявшихся ИТ-профессионалов) в решения кейсов, направленных на цифровую трансформацию на транспорте.

В 2021 году у нас было уже несколько таких решений от наших кейсодержателей в рамках хакатона "Умные города, промышленность, ТЭК":

  • ИТ-институт РЖД НИИАС предложил разработать решение для сокращения травматизма в транспорте от зажатия пассажиров дверьми или падения на рельсы,
  • а «Транспортные инновации Москвы» предложили разработку решения для сбора информации о транспортных потоках с помощью нового источника для сбора данных.
"Когда искусственный интеллект поведёт электричку", или "Кое-что о возможностях Умного Транспорта в России"

А на ноябрь 2021 года у "Цифрового прорыва" запланирован вообще отдельный всероссийский хакатон по теме "ТРАНСПОРТ И ЛОГИСТИКА": https://leadersofdigital.ru/#events#63011

"Когда искусственный интеллект поведёт электричку", или "Кое-что о возможностях Умного Транспорта в России"

Хакатоны и лекции по ИИ (часть ФедПроекта)

Ну и конечно тема ИИ-трансформации логистики / транспорта будет затронута в проекте "Хакатоны и лекции по ИИ" (до конца 2021 года их пройдет еще 9, а всего за 4 года их будет 116): https://hacks-ai.ru/

А что в регионах?..

Умный Транспорт — одна из важнейших компонент Умного Города

И новые технологии уже активно внедряются во многих регионах. Причем в таких благодатных (с точки зрения климата, поддержки местной властью и населения) регионах как Ставрополье.

РАЭК активно включается в партнерскую работу с регионом:

  • цифровизация производства и предоставления услуг
  • партнерская работа по отраслевым проектам

Кстати, дополнительным мотиватором для погружения в тему стала моя июльская встреча с Губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым (подробно о ней я рассказал вот тут), на которой теме "умонизации городов и транспорта" было уделено много внимания.

"Когда искусственный интеллект поведёт электричку", или "Кое-что о возможностях Умного Транспорта в России"

Передовиком внедрения этой системы стал Железноводск, где технологии уже позволяют, например, экономить электроэнергию в соцучреждениях, регулировать работу общественного транспорта и выстраивать эффективный диалог с жителями через специальное приложение.

Опыт и экспертизу таких небольших городов типа Железноводска можно будет масштабировать на другие города России...

___

Подробнее — в моей колонке для РБК.Тренды "Дорогами будущего: как меняется рынок транспорта и логистики прямо сейчас"

Больше PlugoNews:

telegram-канал @PlugoNews

+ zen.yandex.ru/plugotarenko + www.plugotarenko.com + facebook.com/plugotarenko/

"Когда искусственный интеллект поведёт электричку", или "Кое-что о возможностях Умного Транспорта в России"

--- @PlugoNews