Дрон по справке от психиатра

18.01.2018

Беспилотники предлагают загнать в «резервации» и запретить продавать в частные руки

В Госдуме готовят предложения по дальнейшему регулированию сферы применения гражданских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

11 января на заседании думского Комитета по безопасности его глава Василий Пискарёв («Единая Россия») заявил, что необходимо проработать ситуацию, связанную с приобретением, оборотом и эксплуатацией беспилотников. Он призвал коллег к широкому участию в этой работе. В профильном Комитете Госдумы по транспорту также отметили необходимость всестороннего подхода.

«Должно быть максимально возможное количество комитетов, которые объединят усилия для выработки концепта: как нам быть, чтобы избежать того, что недавно происходило в Сирии?» — отметил член Комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов (ЛДПР).

Очевидное - невероятное

А в Сирии произошло то, что ещё недавно, казалось, можно было встретить только в фантастическом кино — атака дронов. Некие радиоуправляемые модели самолётов, оснащённые взрывчатыми веществами, нанесли удар по российской авиабазе Хмеймим. Начинка была высокотехнологичной, а самопальная конструкция летательных аппаратов наводила на мысль, что при наличии «запчастей» собрать его можно на коленке.

«Ситуация важная, — пояснил Александр Старовойтов «Парламентской газете». — В прошлом году мы определялись с параметрами дронов, которые подлежат регистрации, и правовым статусом «пилотов» этих аппаратов. Но учитывая, как говорится, вновь открывшиеся обстоятельства, надо ещё раз проанализировать законодательство по беспилотникам. Посмотреть, есть ли лазейки, которые могли бы помочь потенциальному террористу воспользоваться летательным устройством в своих целях».

Нужна классификация

Сфера регулирования гражданских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) достаточно молодая. Первые поправки в законодательстве по дронам были приняты всего два года назад. Закон вышел исключительно суровым: требование госрегистрации авиамоделей массой свыше 250 граммов, например, автоматически записывало в правонарушители детей, запускающих во дворе игрушечные вертолётики. Новый закон, который вступил в силу в июле 2017-го, отменяет эти правила, делая нормы для беспилотников более мягкими — обязательная регистрация осталась для аппаратов свыше 30 килограммов.

Классификация должна быть не только по массе БПЛА, но и по его назначению, убеждён депутат Алексей Журавлёв, который в настоящий момент разрабатывает проект федерального закона, направленный на регулирование вопросов использования гражданских беспилотных летательных аппаратов.

«Дроны следует разделить в зависимости от дополнительной нагрузки, которую может нести летательный аппарат, — считает парламентарий. — А также возможности и невозможности размещения независимых устройств на летательном аппарате — наличию подвески».

По его словам, в отношении летательных аппаратов, которые могут собой представлять средства доставки любого вооружения, большой грузоподъёмности, значительного радиуса действия и, возможно, каких-либо иных характеристик, необходимо ввести частичные или полные ограничения на продажу частным лицам. В любом случае, добавляет Журавлёв, владельцами таких аппаратов не должны быть люди, страдающие психическими заболеваниями, имеющие судимость по определённым статьям УК РФ. Кроме того, владельцы таких устройств должны иметь определённые навыки управления ими. Также необходимо ввести бесполётные зоны для таких ЛА — объекты военной, атомной инфраструктуры, территории больниц, аэродромы, железнодорожные вокзалы, метро и тому подобное.

«Отдельно можно подумать о дополнительной уголовной ответственности (как квалифицирующий признак) за совершение преступлений с использованием гражданских БПЛА и ответственности за вторжение с их помощью на частную территорию с целью сбора информации», — подчеркнул депутат.

Основатель компании «Маленький самолётик» Юрий Рождествин согласен, что прописать градацию БПЛА в законодательстве необходимо.

«В Законе «Об оружии» есть различия в правовом регулировании спортивного, гражданского и боевого оружия, — пояснил он «Парламентской газете». — В Воздушном кодексе же всё, что поднимается в воздух массой более 250 граммов, называется воздушным судном. Я за регламентацию полётов беспилотников и дронов. Как авиамоделист, я выступаю за то, чтобы в законе появился термин «спортивная авиамодель», предполагающий упрощённый порядок использования».

Пока же даже если ваш дрон поднимается на пять метров, по закону, вы должны подать заявку в Главный центр единой системы организации воздушного движения, где указать высоту, маршрут и время запуска. Также надо получать разрешение у местного органа самоуправления. К примеру, столичные авиамоделисты, которые каждую неделю собираются во Дворце пионеров на Воробьёвых горах, каждый раз должны обращаться в отдел общественной безопасности правительства Москвы.

Радикальные меры

Другой депутат Госдумы, генерал-полковник Николай Антошкин недавно, наоборот, выступил за введение полного запрета на продажу дронов частным лицам. «Беспилотники надо держать под контролем, иначе они могут быть использованы в том числе для террористических целей. И поэтому считаю, что частным лицам нельзя разрешать их приобретение; только — Минобороны, МВД, МЧС, ГАИ».

Однако ряд экспертов полагает, что со временем беспилотников станет больше и следует заранее продумать вопрос гражданско-правовой ответственности владельцев дронов, которые в процессе эксплуатации могут нанести материальный ущерб или причинить вред здоровью людей. Например, продавать модели с некой страховкой, по аналогии с автомобильным полисом ОСАГО. По специальной наклейке на упавшем дроне можно будет определить как его владельца, так и страховую компанию, которая будет возмещать убытки.

По мнению Александра Старовойтова, к инициативе можно вернуться, когда беспилотники получат у нас более широкое промышленное и коммерческое применение. Пока это только попытки и единичные случаи нанесённого дроном ущерба третьим лицам можно регулировать в рамках гражданско-правовых отношений.

Мнения

Эрнест Валеев, первый зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции:

«Запрещать использование дронов нет смысла. Пока история человечества показывает, что если появляется какая-то машина, то от неё уже не отказываются. Её может сменить только более современная техника. Что касается вопросов применения дронов во время боевых действий или терактов, то эти вопросы, считаю, хорошо отрегламентированы. К тому же в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве нет разницы, что является орудием преступления — лопата или дрон. Есть общий порядок приобщения к делу вещдоков и решение их дальнейшей судьбы».

Виктор Бондарев, глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, экс-главком Воздушно-космическими силами:

К сожалению, не все сделано для эффективного законодательного регулирования использования и оборота дронов.

«Я вижу, что все эти беспилотники продаются в сети общей торговли, не понятно, кто и куда их приобретает, как пользуется. Мне кажется, надо ужесточить законодательство и определить законность выполнения полётов этими беспилотниками. Определить им зону, в которой они смогут летать,выше и дальше которой они не будут иметь права заходить. Работы в этом вопросе очень много».