Украина рискует потерять Донбасс надолго, а то и навсегда

18.01.2018

Верховная рада приняла закон об отвоевании мятежных территорий

Накануне голосования за законопроект №7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» депутаты Верховной рады точно не знают, какой текст будет вынесен на голосование. 

Законопроект, внесённый президентом Украины Петром Порошенко, в первом чтении Верховная рада приняла 6 октября 2017 года. Он предполагает переход к вооружённым силам Украины (ВСУ) широких полномочий по обеспечению на территории Донецкой и Луганской областей не только в сфере безопасности, но и в экономической сфере и фактически нацелен на силовое разрешение конфликта в Донбассе. 

После первого чтения к законопроекту было предложено 673 поправки. В частности, из законопроекта убрано всякое упоминание Минских соглашений. Закрывая дневное заседание в среду, 17 января, председатель  украинского парламента Андрей Парубий спрогнозировал, что депутаты смогут проголосовать за законопроект в целом в четверг, 18 января, около 11 часов. В среду парламент завершил работу на 624-й поправке.

Европейцы откровенно недовольны текстом законопроекта, американцы, возможно, тоже, хотя открыто не говорят об этом, предпочитая теневое давление.

При этом Парубий произнёс загадочную фразу: «Осталось менее 50 поправок… Необходимо проведение консультаций, чтобы мы смогли выйти на согласованную, окончательную редакцию для голосования». То есть обозначил, что накануне второго чтения необходимы ещё какие-то дополнительные консультации! Он пояснил, что комитет по вопросам национальной безопасности и обороны должен наработать согласованный вариант, и добавил, что готов присоединиться к этой работе.

Сегодняшнее заседание началось в 10:00 по киевскому времени. Как примерно за час, до 11:00, рассмотреть 50 поправок? По минуте на одну? Несмотря на стахановские темпы работы над предыдущими поправками, это едва ли получится.

Значит, предполагается какое-то «пакетное» решение? Это косвенно следует из слов секретаря комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, депутата от фракции «Блок Петра Порошенко» Ивана Винника, что завтра в раде будет рекомендовано голосовать за законопроект в редакции его комитета. Значит, эту редакцию будут экстренно ваять?

Поэтому сам окончательный текст законопроекта остаётся на вечер среды, 17 января, немалой загадкой. И к утру в нём вполне могли появиться какие-то неожиданные для ряда депутатов особенности, что является одной из интриг.

Примут ли закон?

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский совершенно не уверен, что для принятия законопроекта хватит голосов. «Шанс, что его не примут, есть», — полагает он. «А если примут, то это даст основания, например, России утверждать, что Украина этим фактом выходит из минского процесса», — продолжает политолог. Что даст козыри тем, кто, подобно канцлеру Австрии Себастьяну Курцу, захочет поэтапно снять санкции с России. «Европейцы откровенно недовольны текстом законопроекта, американцы, возможно, тоже, хотя открыто не говорят об этом, предпочитая теневое давление», — полагает Погребинский. Он добавляет, что принятие в известном на сегодня виде закона очень сильно «сменит картину» и внешнее восприятие конфликта на юго-востоке Украины.

Генеральный директор Центра политической информации, российский политолог Алексей Мухин вообще полагает, что, на словах выступая за закон, «администрация Петра Порошенко предпримет кулуарные меры, чтобы голосов за закон не хватило».

Закон неконституционен?

Критика закона звучит из самых разных украинских оппозиционных и даже неоппозиционных кругов. По словам вице-спикера Верховной рады от фракции «Самопомощь» Оксаны Сыроид, законопроект противоречит конституции Украины. «Согласно конституции ограничивать права человека мы можем только на основе закона о военном или чрезвычайном положении. Здесь же предлагается без введения военного положения военной администрации вдоль линии соприкосновения предоставить полномочия [военным] вмешиваться в права человека», — считает она. «Огромная опасность заложена в том, что… контролировать торговлю будут вооружённые силы, объединённый оперативный штаб и так называемый командующий объединёнными силами. Я думаю, это огромная трагедия для вооружённых сил, так как торговля и вооружённые силы несовместимы», — пояснила Оксана Сыроид. Она отметила, что проголосует за только в том случае, если в нём будут учтены все правки и предложения её фракции. 

Депутат от фракции «Блок Петра Порошенко» Мустафа Найем полагает, что переходные положения закона увеличивают полномочия президента и предоставляют неограниченные возможности службе безопасности Украины (СБУ). Президент, считает он, «наделяется правом единолично, без согласования с Верховной радой, применять ВСУ и определять полномочия командующего объединёнными силами, руководящего всеми силами и средствами всех военных формирований в Донецкой и Луганской областях». Он также назвал «беспрецедентными» полномочия, которыми «наделяются все лица, которые привлекаются к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны в Донецкой и Луганской областях». Депутата пугают также «неограниченные возможности СБУ не только в Донецкой и Луганской областях, но и на территории всей страны» в части технических поисковых мероприятиях в системах и каналах телекоммуникаций.

Понятно, что если эти деятели видят в законе подобные опасности, то жителям непризнанных ДНР и ЛНР не остаётся иного, как видеть прямую, реальную и недвусмысленную угрозу. О какой «реинтеграции» в этой связи может идти речь, совершенно неясно. Если, конечно, не исходить из причудливой логики ряда украинских политиков, верящих в возможность военного решения политического конфликта.

Очевидно, что действия в рамках такой логики способны не только крайне осложнить международно признанный безальтернативным минский процесс, но и привести к длительному, возможно, необратимому отторжению Донбасса от остальной Украины.