Баба Лера

17 September 2018

Прошло не так много лет, но мы все как-то подзабыли главную нимфу российского либерализма. Мы негласно похоронили главного морального камертона постсоветской действительности. Мы сделали это не только молча, без подобающего пафоса, но и вообще мы зря отправили на свалку истории эту, несомненно грандиозную, публичную фигуру. Валерия Ильинична Новодворская была слишком быстро забыта! Но, господа, так ведь нельзя! Она же оху**ная баба!

Но не баба в сексуальном смысле этого слова, не источающая витальность пышногрудая мамочка. С другой стороны, не абсолютно асексуальная советская номенклатурщица. Валерия Ильинишна была словно палеолетическая МАТЬ, влажная мечта Зигмунда Фрейда. Вокруг нее витала иссушающая аура всепоглащающей озлобленной материнской любви. Любви пожирающей, пропитанной ядом социального неприятия. Ее лоно исторгало, выплевывало, изрыгало желчь тотального разочарования социальной действительностью. Как озлобленный матриархальный авторитет древности она готова была пожрать всех вокруг себя, противников и сторонников. В конечном итоге она не развалилась, она именно лопнула. Лопнула как переполненный жидкостью бурдюк. Как огромная хтоническая жаба она медленно набухала, попутно теряя остатки собственной гендерной идентичности и превращаясь в сакральное божество, в некий медиум между профанным и сакральными мирами.

В исторической ретроспективе Новодворскую обычно рассматривают в двух ипостасях: как по-настоящему сумасшедшую и истеричную диссидентку или же как своеобразного политического трикстера, который бесконечно глумится над действительностью и окружающими людьми. Но оба эти определения не подходят для неё, потому что Баба Лера была по-настоящему хармсовским персонажем. Она выпала из мира абсурдной советской действительности, она была ее детищем. Это именно перевернутый с ног на голову официальный советский дискурс, сохранивший свою логическую и структурную организацию, но с полной инверсией смысловой составляющей. Лерочка - это лицо диссидентского движения, она выражала всю его сущность. Как некое божество, воплотившее в себе топорную идеологию всех антисоветчиков, доведенную до своего логического завершения.

Политическое скоморошество - это всегда круто, особенно в России, где калечным и убогим всегда отводился особая ниша в культурной матрице. Поэтому Валерия Ильинишна заслуживает свое особое, уникальное место в памяти россиян. Она сочетала в себе абсурдный политический дискурс (хотя вообще сложно сказать, уместен ли здесь этот термин) и совершенный дикий художественный акционизм. Посмотрите на любой из тех плакатов, с которыми она выходила на площади - это же просто шедевры концептуального искусства. Где-нибудь на Ближнем Востоке она была бы дервишем, у нас же она была диссиденткой. Многие пытаются смотреть на нее через призму политики, но такой подход не до конца верен, Новодворскую надо рассматривать как некого гуру, духовного учителя. И только тогда вы увидите её реальную сущность.

Про многие явления можно сказать, что они последовательны в собственном безумии. Вот это как раз-таки подобный случай. Мы все должны любить Бабу Леру не как персонажа и личность, а как икону и символ. Она не имела никакого отношения к либерализму и даже к фейсбучной “демшизе”, Лерочка была абсолютно самодостаточным явлением, которым можно наслаждаться вечно примерно также как смешными видосами с шизорфениками и прочими умалишенными. Все ее выступления, статьи, книги - это один большой пласт политического снафф-контента, который должен надолго остаться в коллективной памяти российской нации.

Соломон Кох, 17.09.2018

Читайте нас также в vk.

Свои тексты можете присылать по адресу: POCHVAMEDIA@yandex.ru