Сладострастные квази-интеллектуалы

Вчера в "Северной столице" нашей родины произошло одно знаменательное событие: на концерте рэпера Фараона прям на сцене засветился небезызвестный Александр Глебович Невзоров, о чем, кстати, сам Александр Глебович незамедлительно сообщил в своем инстаграме. До этого эти кумиры двух разных поколений уже неоднократно сообщали о своей дружбе, а их совместные фото мелькали в публичном пространстве. И нет, мы не будем сейчас заниматься убогой светской хроникой, а попытаемся объяснить реальную суть данного явления. Вообще о подобного рода феноменах даже писать зашкварно, но такова природа мейнстрима: он буквально везде. Можно молча поглощать эту информацию, но иногда стоит высказаться.

Все публичные фигуры, связанные с производством культурных смыслов, можно разделить на две категории: первые - это те, кто создает реальные смыслы и новые значения; вторые же - это такие жалкие копии первых, которые делают всё тоже самое, но только безмерно упрощают и опошляют настоящие культурные смыслы. Этот второй тип - продукт массовой культуры и общества потребления. Когда создание благ и ценностей подчиняется принципам рыночной конкуренции, то культура неизбежно скатывается в дешевый популизм; массы охотнее жрут то, что соответствует их представлениям о мире. Было бы, конечно, глупо утверждать, что вся массовая культура состоит из такого контента, потому что в ней много сегментов с разными уровнями внутренней сложности. Но очевидно, что большая часть, производимого человечеством контента - это убогое, тавтологичное, нарративное дерьмо.

А худший из возможных случаев - убогое дерьмо, претендующее на какой-то высокий символический статус. То есть лайфстайл блогер, рассказывающий вам, как правильно приготовить пиццу в домашних условиях - это еще пол беды. Гораздо хуже тот же самый Невзоров, который постоянно выдает в публичное поле потоки нигилистического квази-философского бреда, приправленного очень пошлым позитивизмом столетней давности. На уровне реального содержания он ничем не отличается от блога про приготовление пиццы или текстов Фараона. Но в отличии от первого и Невзоров, и тексты клауд-рэпера всея Руси наделены особым, псевдо элитарным статусом. Будучи крайне простыми и однотипными, их высказывания крайне легко понимаются неискушенной публикой, но при этом дают ей ощущение собственной приобщенности к чему-то “высокому” и “значимому”.

Если же посмотреть на структурную организацию этого явления, то станет ясно, что это просто конвейер по производству кэша. Примерно такой же как всякие тренинги личностного роста или книжки “Вся философия мира за три часа”. Всё это - особая форма культурного потребления, которая дает идиотам чувство собственного достоинства в обмен на их деньги. Если бы Невзоров позиционировал себя просто как публичного тролля, то было бы честен со своей аудиторией, но тогда вряд ли бы он так хорошо продавался. Тоже самое и с Фараоном, признай он, что просто производит бессодержательную поп-музыку, то всё тоже было бы честно. Но нет, тогда львиная доля потребителей перестала бы слушать его, потому что они потеряли бы это магическое чувство приобщенности к новой поэзии.

Такого рода культурные агенты даруют публике слепое счастье, замкнутое в собственной тупости. Они продают ей столь желанный статус “экспертов” в той или иной сфере, они продают ей мнимую “власть” и “тайное знание”. Для такого потребителя нет никакого значения, что сие “знание” получили еще несколько миллионов таких же малограмотных ослов. Но основной вред этих квази-интеллектуалов заключается в том, что они подменяют собой действительно прогрессивные феномены, фактически они занимаются массовым внедрением неведения и невежества. Они превращают людей в аполитичное, улюлюкающее любимые шлягеры, стадо, в очень удобный и податливый материал для популизма и реакционных идеологий. Вот и вчера мы увидели потрясающую коллаборацию “великого философа” и “великого поэта”, для достижения высшей стадии вау-эффекта им осталось только выпустить совместную коллекцию кроссовок.

Самуил Беляев, 13.10.2018

Если вам понравился материал, то можете поддержать нас подпиской на канал.

Читайте нас также в vk.

Свои тексты можете присылать по адресу: POCHVAMEDIA@yandex