Агитационный летающий гигант второй пятилетки

21 December 2018

"О, какой интересный экземпляр", - подумала я, глядя под потолок в одном из залов музея авиации. Я о таком и не знала. По крайней мере, о том, что был такой восьмимоторный гигантский самолётище. Увы, с очень трагической историей. Многоцелевой транспортно-пассажирский самолет АНТ-20 бис (ПС-124). Идея постройки такого самолета, ставшего агитационным, возникла в октябре 1932 года в группе писателей и журналистов, возглавляемой М. Кольцовым, в день 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького. Немало сил и людей было привлечено к его созданию. Первый полет осуществили 17 июня 1934 года.

 

Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолёта, по всей стране начался сбор денег на постройку, давший в короткий срок около 6 млн рублей. Комитет организовал в своём составе Технический совет под председательством начальника ЦАГИ Харламова, которому поручил определить лицо будущего самолёта и разработать технические требования, исходя из основных назначений самолёта.


Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолёта, по всей стране начался сбор денег на постройку, давший в короткий срок около 6 млн рублей. Комитет организовал в своём составе Технический совет под председательством начальника ЦАГИ Харламова, которому поручил определить лицо будущего самолёта и разработать технические требования, исходя из основных назначений самолёта.

Для наблюдения за постройкой и передачей заказа на различное оборудование при Комитете была организована Строительная комиссия под председательством А. Н. Горянова. 10 марта 1933 года Строительная комиссия заключила с ЦАГИ договор на постройку самолёта «Максим Горький». К 1931 году конструктор А. Н. Туполев, успешно запустив в массовое производство бомбардировщик ТБ-3, занимался дальнейшей разработкой сверхтяжёлых гигантов — летающих крепостей. Был создан эскизный проект пассажирского варианта бомбардировщика ТБ-4, названный АНТ-20.
Для наблюдения за постройкой и передачей заказа на различное оборудование при Комитете была организована Строительная комиссия под председательством А. Н. Горянова. 10 марта 1933 года Строительная комиссия заключила с ЦАГИ договор на постройку самолёта «Максим Горький». К 1931 году конструктор А. Н. Туполев, успешно запустив в массовое производство бомбардировщик ТБ-3, занимался дальнейшей разработкой сверхтяжёлых гигантов — летающих крепостей. Был создан эскизный проект пассажирского варианта бомбардировщика ТБ-4, названный АНТ-20.

Туполев АНТ-20 «Максим Горький»
Назначение: многоцелевой
Первый полёт: 17 июня 1934 года
Всего построено: 2
Производитель: КБ Туполев, СССР
Экипаж: 20 чел.
Количество пассажиров: персонал — 8 чел, пассажиры — 72 чел.
Крейсерская скорость: 275 км/ч
Дальность полёта: 1000 км
Практический потолок: 7500 м
Длина разбега: 350—400 м


Площадь внутренних помещений - 100 кв. м., где могли разместится до 70 пассажиров. В крыльях расположены двухъярусные кровати для отдыха. Самолёт оборудован лестницей, которая, сворачиваясь, становилась частью пола. Впервые для тяжёлого самолёта применена электродистанционная система управления. Пилотажно-навигационное оборудование самолёта обеспечивало его эксплуатацию днём и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности. Имелся автопилот. На борту находились разнообразные средства агитации, в том числе громкоговорящая радиоустановка «Голос с неба», радиопередатчики, киноустановка, фотолаборатория, типография, библиотека и др. Самолёт был оснащён пневматической почтой.


Размеры
Длина: 33,0 м
Высота: 11,25 м
Размах крыла: 63 м
Площадь крыла: 486 м²
Масса
Пустой: 28,5 т
Макс. взлётная: (в перегруз) 53 т
Силовая установка
Двигатели: 8 × М-34ФРН
Тяга (мощность): 8 × 750 л. с.
Размеры
Длина: 33,0 м
Высота: 11,25 м
Размах крыла: 63 м
Площадь крыла: 486 м²
Масса
Пустой: 28,5 т
Макс. взлётная: (в перегруз) 53 т
Силовая установка
Двигатели: 8 × М-34ФРН
Тяга (мощность): 8 × 750 л. с.

Просуществовал самолёт чуть больше года. 18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт, после которого планировалась передача АНТ-20 в агитэскадрилью им. Горького. Лётчик ЦАГИ Н. С. Журов передавал машину авиатору агитэскадрильи И. В. Михееву. Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20. В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолёта: двухместный Р-5 под управлением лётчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Н. П. Благина. Оператор Щекутьев осуществлял с Р-5 киносъёмку полета. Перед Н. П. Благиным стояла другая задача: по замыслу кинодокументалистов, он должен был во время съёмок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах.

Агитационный летающий гигант второй пятилетки

Взлетев, «Максим Горький» сделал широкий круг над аэродромом. Но полёт приобрёл угрожающий характер: Благин на истребителе начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. Благин бросил свой истребитель в короткое пике за хвостом «Максима Горького», пронёсся под его фюзеляжем и, оказавшись впереди, круто рванул ручку управления на себя, намереваясь описать вокруг гиганта мёртвую петлю. В верхней точке самолёт завис и, потеряв скорость, рухнул вниз на медленно проплывающий под ним АНТ-20...

Погибло 49 человек, в том числе Благин, 11 членов экипажа «Максима Горького» и 37 пассажиров — сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей. Киносъёмка катастрофы исчезла (возможно, находится в засекреченных материалах дела).

При подготовке материала использованы факты и фото из Википедии и странички "Горького" с сайта tupolev.ru
Обычно все свои материалы я пишу самостоятельно и крайне редко перепечатываю википедию, но тут действительно уникальная информация, пересказ которой своими словами мне бы однозначно не дался.

Меня зовут Олеся, мой канал называется podmoskva, во всех сетях я @podmoskva.
Подписывайтесь на мой канал, делитесь ссылками в соцсетях и заходите почаще!
Cпасибо, что прочли!