Что такое самолёт-лаборатория?

На МАКСЕ-2017 было много самолетов. Больших и маленьких, пассажирских и военных, новых и не очень. Конечно, что-то из особо меня впечатлившего я уже успела вам показать. На очереди очередной летающий красавец, с которым я впервые познакомилась на одном из прошлых авиасалонов. Самолёт-лаборатория на базе Ил-114 с бортовым номером 91003.

Лётный комплекс "Самолет-лаборатория Ил-114ЛЛ" предназначен для проведения летной отработки испытываемых образцов РЭО летательных аппаратов, выполнения комплексной радиолокационой, фото и тепловизионной съемки земной и водной поверхности с высокой производительностью в реальном масштабе времени, независимо от погодных условий и времени года и суток.

Возможности комплекса впечатляют:
- геологическое картирование при разведке полезных ископаемых
- ведение ледовой разведки
- контроль и оценка инженерно-геологических условий при проектировании инженерных сооружений (дорог, трубопроводов)
- проведение поисковых и обеспечение аварийно-спасательных работ
- контроль и оценка загрязнений водной поверхности нефтепродуктами
- обнаружение очагов лесных и степных пожаров с определением их размера и обеспечение контроля их тушения
- оценка масштаба наводнений
- определение зон подтопления водохранилищ, затопления и обмеления побережей морей и крупных озер
- контроль масштабов лесорубки
- контроль утечки нефти в трубопроводах
- обнаружение заглубленных в грунт и скрытых лесными массивами инженерных сооружений и различного рода объектов
- построение ареалов подземных процессов, зон распределения и аккумулирования подземных вод

Самолет создан АО «Научно-производственное предприятие «Радар ммс», которое на сегодняшний день является одним из мировых лидеров в области создания радиоэлектронных систем и комплексов специального и гражданского назначения, точного приборостроения, специального программного обеспечения. Предприятие, основанное в 1950 году, уже более 60 лет успешно работает в сфере оборонной промышленности, неизменно повышая качество и конкурентоспособность своей продукции, которая пользуется огромным спросом не только в России, но и за рубежом.

Предприятие располагает собственной испытательной базой: комплексом моделирования и испытаний, основными элементами которого являются летающие лаборатории на базе самолётов ИЛ-114, Л-39 и вертолёта «Ансат», экраноплан «Стриж», а также морской испытательный комплекс на базе катера «Буран», автоматизированный динамический моделирующий комплекс и мобильная экспериментальная лаборатория на базе автомобиля «Камаз», наземные испытательные стенды и комплекс полунатурного моделирования.

Испытательная база полностью обеспечивает нужды предприятия при разработке, тестировании и выпуске продукции специального и гражданского назначения. Ил-114 - это двухмоторный турбовинтовой самолёт для местных авиалиний, созданный главным конструктором Таликовым. Первый полёт состоялся 29 марта 1990 года.

Летающая лаборатория на базе Ил-114 для предприятия «Радар ММС» была изготовлена в Ташкенте для испытания новейшего оборудования в 2004 году. Впервые нам его показали на МАКС-2005, с тех пор этот самолет постоянный участник авиасалона.

Машина показала высокую экономичность и надежность после уникального беспересадочного перелета с Ташкентского авиационного производственного объединения им. В.П. Чкалова в Питер. Машина показала высокую экономичность и надежность после уникального беспересадочного перелета с Ташкентского авиационного производственного объединения им. В.П. Чкалова в Питер.

Протяженность полета составила 4,5 тыс км, но в баках еще оставалось топлива примерно на 2,5 тыс км. Длительность беспосадочного перелета может достичь до 10 часов. Такой вот удивительный самолет. Дальше еще какой-нибудь покажу.