Знаменитый ажурный мост в Кронштадте

Прогуливаясь по тихим улочкам Кронштадта, внезапно услышала странный звук. Он был похож на грохот пробегающего мимо трамвая, причем такого, который много лет назад ходил. Оглянулась - нет ничего такого. Потом поняла, что звук с лязганьем металла доносится с мостовой. Мы подошли ближе и были поражены. Перед нами настоящая чугунная мостовая на Петровской улице, похожая на какое-то старинное кружево. Это Пеньковый мост через Обводный канал, построенный в 1873 году.

Мостовая является одной из достопримечательностей Кронштадта. Идея выложить ее чугунными шашками принадлежала управляющему Кронштадтским пароходным заводом инженеру генералу В.П. Лебедеву, который во время поездки в США в 1860 году был сильно впечатлен нью-йоркскими и бостонскими чугунными мостовыми. Вернулся Лебедев с образцами, по которым на заводе были отлиты пробные шашки. Ими вымостили заводской двор, опыт оказался удачным, после чего было решено испробовать эту технологию на одной из оживленных улиц города. Ей стала часть дороги у Пенькового моста.

Это был участок длиной всего 160 метров, но за год активного использования было на примере доказана ее прочность, хотя проект был недешевый. После этого чугунными шашками выложили всю улицу от Пароходного завода до Петровского Адмиралтейства. Это была трех километровая дорога, не требовавшая ремонта долгие 80 лет.

Вообще, в Кронштадте было много подобных чугунных улиц. Кстати, чуть ли не единственной в России по такой технологии и размерам является ныне Якорная площадь, но там она реконструированная, а чугунные шашки на Пеньковом мосту являются подлинными.

Во время Великой Отечественной войны Ленинград получил приказ изготовить миллион мин, из которых семьдесят тысяч штук должны были сделать в Кронштадте. Потом была тяжелейшая блокада, города были отрезаны от внешнего мира, сырье для мин нашли на месте. Им стали чугунные старинные шашки с мостовых и улиц.

Сегодня на Пеньковом мосту сохранен всего лишь небольшой участок, вымощенный чугуном. Это настоящий памятник дорожного строительства XIX века. Жаль только, что состояние его почти плачевное. Неужели двадцать метров истории так трудно сохранить? К тому же потенциал Кронштадта с точки зрения туризма просто безграничен!

Между стыками шашек и асфальта огромные выбоины, некоторые шашки расколоты и изношены или вовсе утрачены. Машины проезжают осторожно, боясь повредить подвеску и влететь в яму. В конце прошлого года мост собирались ремонтировать. Проект, конечно, недешевый, требующий опытного и ответственного подрядчика. К сожалению, ничего не ремонтировалось и планов на будущее по этому поводу не озвучено пока.

Такая вот история...

Меня зовут Олеся, мой канал называется podmoskva, во всех сетях я @podmoskva.
Подписывайтесь на мой канал, делитесь ссылками в соцсетях и заходите почаще! Спасибо, что прочли!