Как раскрыть туристический потенциал Великого Новгорода

06.04.2018

В декабре 2014 года по приглашению комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга я принял участие в блог-туре по достопримечательностям Северной столицы. Меня и еще нескольких блогеров из других российских регионов поселили в гостинице «Москва», и в течение пяти дней мы посетили Эрмитаж, Мариинский театр, Александро-Невскую лавру, Большую хоральную синагогу, буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй», Петропавловскую крепость, Кронштадт, Петровскую акваторию, Музей воды, ЭкспоФорум и многое другое. Кроме того, мы встретились и пообщались с петербургскими чиновниками, журналистами, блогерами и краеведами. Перемещались по городу на микроавтобусе с гидом, питались все это время в разных кафе и выставляли баллы за качество еды и обслуживания.

На заключительной встрече с организаторами я поинтересовался - зачем вообще нужно продвигать Петербург как туристический центр, если ни Эрмитаж, ни Мариинский театр в дополнительной рекламе особо не нуждаются - наоборот, порой туда бывает даже сложно попасть из-за большого наплыва посетителей? На это симпатичная сотрудница администрации города ответила, что им было важно опробовать новый формат взаимодействия с лидерами мнений в блогосфере и получить независимую экспертизу и обратную реакцию на разработанную пятидневную программу пребывания в городе, чтобы понять – насколько она интересна и способна раскрыть его туристический потенциал.

Очевидно, что по сравнению с Санкт-Петербургом у Великого Новгорода гораздо меньше возможностей для развития, однако, и он нуждается в цельных и продуманных туристических программах, способных привлечь сюда людей из России и зарубежных стран хотя бы на 2-3 дня. Наверное, в этом направлении уже накоплен большой позитивный и негативный опыт, но я бы хотел далее затронуть некие более общие и фундаментальные вещи, чем детальное наполнение программы для туристов. Показать Великому Новгороду, действительно, есть что – это и уникальное собрание древнерусских икон в Новгородском государственном музее, и сам Кремль с Софийским собором и памятником «Тысячелетие России», и множество других древних и новых памятников, которыми просто усыпан город.

Тем не менее, само по себе наличие объектов старины не может сегодня привлечь широкое внимание к областному центру, в котором проживает менее 225 тысяч человек и у которого нет ни аэропорта, ни быстрого, прямого и удобного транспортного сообщения с Москвой и Петербургом. Последнее существенно снижает потенциал города и негативно сказывается на его деловых, научных, культурных контактах. К сожалению, многие наши соотечественники плохо знают как историю, так и географию родной страны и зачастую путают Великий Новгород с Нижним Новгородом, в котором живет почти в шесть раз больше людей и который находится на примерно таком же расстоянии от столицы.

Что можно сделать, чтобы Великий Новгород стал более заметен и узнаваем на современной карте России, и сюда приезжало больше туристов? Разумеется, речь не должна идти об увеличении туристического потока любой ценой, просто ради получения дополнительной прибыли, да еще и в ущерб качеству жизни местных жителей. Наоборот, нужно развивать город, исходя из интересов, в первую очередь, тех, кто в нем постоянно живет, чтобы им было комфортно, а уже это сделает его более привлекательным и для всех остальных.

Социолог и философ Григорий Юдин из Высшей школы экономики в одной из своих лекций, посвященной тому, как выжить в постиндустриальном мире малому городу, находящемуся в состоянии депрессии, где трудно найти интересную работу с хорошей зарплатой, откуда уезжают наиболее перспективные специалисты и молодежь, сделал очень верное наблюдение.

«Люди начинают смотреть вокруг и спрашивать, что можно сделать. Туризм является одним из наиболее очевидных решений, поэтому нам повсюду говорят: «Пускай у нас не будет завода, но из этого места можно сделать туристический рай». Сложно им не посочувствовать, потому что действительно вокруг красота, у кого-то даже есть ценные исторические объекты, которые могли бы, по идее, привлечь внимание туристов. Есть ощущение, что достаточно просто начать это нормально продавать, просто рассказать людям, что есть такое прекрасное место, как мой город Икс, и тут немедленно попрет поток туристов. Но, к сожалению, это так не работает», - говорит Юдин.

По его словам, «это не работает по причине, которая исследователям туризма на самом деле хорошо ясна. Потому что в туризме продаются не объекты, которые заслуживают внимания, и не красивая природа. В туристической индустрии продается туристический опыт. А вот туристический опыт нужно уметь создать.

К тебе никто не поедет, если ты не можешь производить такую ауру, которая бы затягивала туриста, и позволяла бы ему забыть о повседневной жизни, переместившись в это туристическое пространство… Важно, чтобы брендирование сочеталось именно с ясной стратегией по производству комплексного туристического опыта».

Что все это означает применительно к новгородским реалиям и какие механизмы здесь стоит задействовать, чтобы местные сообщества начали усиленно работать над созданием такой особой «ауры»? На самом деле это очень тонкая вещь, которая может быть полностью извращена при излишнем бюрократическом рвении, некомпетентности отвечающих за это функционеров и усиленном контроле. Общественные организации краеведческого и историко-просветительского профиля в нынешних условиях надо поддерживать и раскрепощать, а не пытаться встроить их в жесткую иерархическую вертикаль со строгой системой подчинения и полной зависимостью от настроения чиновников или охранителей «духовных скреп».

Вспомним, что еще столетие назад у нас существовало знаменитое Новгородское общество любителей древности (НОЛД) – сейчас оно тоже есть, но, в силу разных причин, значительно уступает по масштабу своей деятельности организации, созданной в конце XIX века по инициативе В.С. Передольского. Чем занимается нынешнее НОЛД, мало известно людям извне. Конечно, есть ряд познавательных интернет-ресурсов о новгородской истории и культуре, но за каждым из них, как правило, стоят не сообщества, а какой-то один краевед или энтузиаст. Например, в начале этого года заработал сайт писателя и историка, почетного гражданина Великого Новгорода Виктора Смирнова «Новгородская цивилизация», на котором размещен большой архив краеведческих материалов, включая и мою работу десятилетней давности о новгородском следе в жизни и творчества Ф.М. Достоевского.

Отдавая должное просветительской деятельности Виктора Смирнова, Сергея Трояновского, Павла Колосницына и других новгородских историков, важно понимать, что значительных изменений в умонастроениях горожан можно добиться лишь при возрождении или создании с нуля брендов, развитие которых осуществлялось бы согласно тщательно разработанным проектам с высоким уровнем финансирования, правильной стратегией, грамотно подобранной командой. Такие проекты должны быть интересны за пределами региона не менее, чем внутри него.

Возможно, я выскажу непопулярную среди большинства мысль, но Великому Новгороду нужен свой Ельцин Центр – не в том смысле, что у нас должен появиться еще один музей имени первого президента России, а в том, что для развития города жизненно необходима современная передовая площадка федерального уровня, на которой поднимались бы самые разные вопросы, связанные с историей и культурой Новгородской земли и республиканскими ценностями, и куда приезжали бы с лекциями и семинарами известные ученые, писатели, журналисты, общественные деятели, независимо от их политических взглядов, эстетических предпочтений и религиозной принадлежности.

Эти функции сейчас отчасти выполняют музей, университет, библиотека, даже театр, но специального негосударственного, подчеркнуто светского, автономного интеллектуального центра, который бы занимался исключительно изучением и продвижением Новгорода в самом широком смысле, не существует.

Также крайне важно вернуть интерес к новгородской истории у самих новгородцев, чтобы они бережнее относились к архитектурным и археологическим памятникам, больше читали и узнавали про город, в котором они живут, были готовы защищать его наследие, доброжелательно воспринимали тех же туристов. Увы, но при прежних губернаторе Сергее Митине и ректоре НовГУ Викторе Вебере даже был ликвидирован исторический факультет, справивший свое 85-летие, - вместо него было оставлено небольшое «отделение» Гуманитарного института... Угасание исторического образования в таком городе как Великий Новгород не может не сказаться негативно и на общественной атмосфере, от которой, в свою очередь, зависит и экономическая составляющая.

Процитирую еще раз упомянутого мной ранее Григория Юдина: «…Первая вещь, которая для некоторых экономических проектов кажется порой совершенно неочевидной, – это формирование идентичности. Представим, что у вас есть бизнес-план, который позволит полностью трансформировать город. Зачем вам нужно, чтобы город уходил глубоко в свою историю, зачем вам нужно, чтобы он искал свою идентичность? Значительное количество экономических проектов обречены на провал, если этого не делать. Людей удается мобилизовать на участие в более или менее серьезном экономическом проекте, когда до этого предварительно проводилась историческая работа. Причем эта историческая работа может выглядеть совершенно по-разному. Есть пример с городом Мышкиным, в Ярославской области. Этот пример показывает, что истоки успешных экономических проектов часто надо искать гораздо раньше, чем эти проекты запустились».

Формирование новгородской идентичности сегодня является актуальной задачей для возрождения города и региона. Почему бы не создать «Всемирный клуб новгородцев» по аналогии с тем, который существует в северной столице и объединяет известных петербуржцев (его возглавляет директор Эрмитажа Михаил Пиотровский)? Ведь многие выходцы из Новгорода, разбросанные по всему миру, добились поистине впечатляющих результатов. Например, бывший преподаватель новгородского Пединститута Андрей Макин стал в 2016 году одним из «бессмертных» - членом Французской академии!

Творческий и лоббистский потенциал всех, кто когда-то был связан с Новгородом и полюбил его, вполне можно использовать на благо города. Для этого давно придуманы самые разные формы взаимодействия: попечительские и общественные советы при крупных культурных институциях; «клубы друзей» музеев, театров, библиотек; ассоциации выпускников факультетов и отделений со своими традициями и ритуалами.

Привлечь внимание к региону могло бы и создание оригинальной литературной премии или иной авторитетной награды для талантливой российской молодежи, чтобы, с одной стороны, она не выродилась в чествование только «заслуженных пенсионеров», а, с другой, - не превратилась в исключительно местечковое событие.

Единого решения по запуску реальной, а не имитационной общественной активности, тут, конечно, быть не может, потому что надо работать с разными средами, разрабатывая эксклюзивные проекты как для наиболее образованной, так и для массовой аудитории, продвигая их также разными способами (через СМИ, соцсети, профессиональные сообщества) и не ограничивая их искусственными территориальными рамками.

Все это требует инвестиций, напряжения воли и социального оптимизма. Последнее, может быть, самое важное, ибо в Новгороде у большинства жителей не только низкие доходы, но и нет уверенности в завтрашнем дне, в том, что от них что-то по-настоящему зависит, что даже самые правильные и полезные инициативы, которые удалось неимоверными усилиями реализовать, смогут просуществовать сколь-либо долго при малейшем изменении политической погоды. Если такая уверенность в собственные силы и в практическую возможность вывести Новгород на уровень развитых современных европейских городов у новгородцев появится – это уже будет мощным сдвигом в сторону излечения от депрессии и раскрытия спящего потенциала.

Оригинал записи: https://53news.ru/novosti/37020-nikolaj-podosokorskij-kak-raskryt-turisticheskij-potentsial-velikogo-novgoroda.html