Какими могли бы быть российские железные дороги, если бы не 1990 год

Многие специалисты, включая руководителей РЖД, признают, что главная проблема пассажирских перевозок по железной дороге сейчас в том, что в России нет по-настоящему высокоскоростного транспорта. Ни дорог, ни составов российского производства. А ведь их начинали делать...

РИА "Новости" взяли большое интервью у первого руководителя ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева. В частности, он рассказал о том, как могло зародиться высокоскоростное ж/д сообщения в России — но не зародилось.

"В 1989 году я был первым замминистра путей сообщения СССР. Правительство принимает решение назначить меня руководителем группы по разработке и созданию высокоскоростного экологически чистого транспорта", — говорит Фадеев.

Первым проектом там был обозначен Центр-Юг, то есть Москва-Адлер. Мы начали эту работу, создали большую группу. На Северном Кавказе есть опытный скоростной участок, где проходят все испытания скорости, тормоза, тяга, мы готовились к этому. А потом 1989 год, 1990 год и все рухнуло!"

Надежда на собственный, российский скоростной поезд до сих пор остаётся. Следующим шагом была попытка локализовать производство "Сапсанов".

Первоначальный договор с компанией Siemens предполагал покупку трёх поездов в Германии, а также документации, оборудования и технологий для их производства в России. За 10 лет планировали выйти на 70% локализацию.

Подписание договора в 2005 прошло в торжественной обстановке, в присутствии глав обоих государств. Это был огромный шаг для российского транспорта, его дверь в будущее, считает Геннадий Фадеев.

Всё изменилось неожиданно. Геннадий Фадеева отправили в отставку, а контракт был аннулирован. В новой версии Россия покупала у Siemens восемь поездов, обслуживание производилось полностью немецкой компанией, и даже документация не переходила к российской стороне. Никакой локализации.

Аннулирование прежнего контракта отбросило нас на десятки лет. Мы уже сейчас не обеспечиваем спрос на существующих 16 поездах "Сапсан", а в проекте дополнительные линии высоких скоростей. Мы были на пороге, но все было сделано наоборот.

"Сокол", который не взлетел

Российский скоростной поезд "Сокол"
Российский скоростной поезд "Сокол"

Ещё одной попыткой наладить производство высокоскоростных поездов был "Сокол" — российская разработка 1990-х. Но когда в 2000 году стали проводить испытания опытного образца, было выявлено 25 критических недостатков, непосредственно влияющих на безопасность движения.

Так, например, в шестивагонном составе перегревались тормоза и были постоянные неполадки с системами жизнеобеспечения. Недостатки оказались неустранимыми. Поэтому "Сокол" разделили на две части по три вагона, одна половина сейчас стоит в Музее железных дорог в Петербурге, вторая — в музее на Рижском вокзале Москвы.