Самые распространённые мифы о работе РЖД

Далеко не всё, что касается перевозки пассажиров по железной дороге, — сфера ответственности РЖД. Хотя и многое.

Фото: Известия/Александр Казаков
Фото: Известия/Александр Казаков

1. В России есть высокоскоростные железные дороги

Увы, это миф. Даже те поезда, которые у нас считаются скоростными и высокоскоростными ("Сапсан", "Невский экспресс", поезда 700-й и 800-й нумерации), развивают скорость до 250 км/ч. И то на главном ходе (железной дороге от Москвы до Петербурга) такое возможно лишь на одном участке длиной около 180 км.

В то время как ВСМ — это дорога, для которой эксплуатационная скорость составляет от 200 до 400 км/ч. В России их пока нет, но собираются строить.

2. Жаловаться бесполезно

Таки нет, горячая линия 8-800-775-00-00 вполне адекватно работает. И даже жалобы на info@rzd.ru руководство старается читать.

Глава РЖд Олег Белозёров
Глава РЖд Олег Белозёров

3. РЖД отвечает и за перевозки в электричках

В итоге да, но вообще пригородные пассажирские компании (ППК) в каждом регионе свои. Они не целиком контролируются РЖД — скорее, это совместное детище железной дороги и муниципальных властей.

ППК занимаются платформами, путями, вагонами пригородных поездов. А тарифы рассчитываются так. РЖД предоставляет региональным властям экономически обоснованную стоимость перевозок (ну, с точки зрения РЖД обоснованную). Власти определяют приемлемый для населения тариф и устанавливает его. А разницу выплачивает железным дорогам из бюджета.

4. Российские поезда старые, грязные и убитые

В 90-х и правда было всё плохо. Сейчас каждый год обновляют сотни вагонов — и меняют старые на полностью новые, и реконструируют имеющиеся. По новым стандартам в вагоны ставят кондиционеры, биотуалеты, розетки — как 220 В, так и USB. Не особо успешно, но пытаются делать доступ в интернет через Wi-Fi или хотя бы поездные порталы с медиатекой.

Всего в России более 19 тыс. вагонов дальнего следования, в 70,6% из них есть кондиционеры, в 54,9% — биотуалеты, в 34,6% — индивидуальные розетки.

5. Билеты на поезда очень дорогие

Стоимость билетов в плацкартные и общие вагоны устанавливает не РЖД, а государство, она фиксируется на весь год и меняется только вместе с сезонными коэффициентами.

А вот купе, СВ, скоростные поезда и т.п. — действительно вотчина РЖД. И тут цены тоже не всегда высокие: если покупать билеты заранее и если есть возможность слегка сдвинуть поездку на соседние даты, почти всегда можно найти приемлемый вариант. Но в целом да, довольно часто имеет смысл рассмотреть самолёт (но там за багаж придётся платить отдельно).

Подробнее о том, от чего зависит стоимость ж/д билета.

Вот конкуренция с авиаперевозчиками РЖД как раз довольно сильно волнует, и новые концепции развития формируются именно с учётом этого.