Вы видели патефонный диджейский стол? А стереопатефон? А патефон с акустикой 3.1?

1,8k full reads
2,5k story viewsUnique page visitors
1,8k read the story to the endThat's 70% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Неожиданное знакомство с увлеченным человеком принесло столько открытий для меня, что я нахожусь в легком шоке: я полвека был уверен, что про грамзапись знаю все, а оказалось много чего и не слышал даже.

На днях познакомился с Мастером с большой буквы Александром. Его увлечение-грамзапись. Он уже много лет собирает коллекцию граммофонов и патефонов. Восстанавливает и изготавливает на заказ граммофоны, причем чаще зарубежным покупателям. Он поделился фотографиями своей коллекции.

Вот среди фотографий я и обнаружил странный граммофон с двумя звукоснимателями

Вы видели патефонный диджейский стол? А стереопатефон? А патефон с акустикой 3.1?

Любопытство уже было не унять и я стал выяснять зачем нужен такой тандем и в чем преимущество такой конструкции.

Как известно, первое устройство для записи и воспроизведения звука запатентовал 1877 году Томас Эдисон.

Фонограф Эдисона
Фонограф Эдисона
Фонограф Эдисона

Пользоваться валиками для записи и воспроизведения было неудобно и через 10 лет Эмиль Берлинер изобрел звукозапись на пластинке и проигрыватель для него-граммофон.

Граммофон Эмиля Берлинера
Граммофон Эмиля Берлинера
Граммофон Эмиля Берлинера

Берлинер был хватким предпринимателем и в 1893 году организовал первую компанию звукозаписи «Berliner’s Gramophone Company». С него и началось массовое распространение грамзаписи.

Всем был хорош граммофон, но очень не транспортабелен и в 1907 году Гильон Кеммлер создал переносной граммофон-патефон.

Вы видели патефонный диджейский стол? А стереопатефон? А патефон с акустикой 3.1?

Качество звучания было еще достаточно низким, частотный диапазон записи составлял всего 150Гц-4000Гц. Вот изобретатели и искали возможность улучшить качество.

Как сделать рупор с качественным звучанием? Зачем изобретать велосипед, если есть скрипка! Корпус скрипки идеальный резонатор, вот и появился такой граммофон

Практически граммофон Страдивари
Практически граммофон Страдивари
Практически граммофон Страдивари

Эмиль Берлинер предложил такое улучшение граммофона:

Вы видели патефонный диджейский стол? А стереопатефон? А патефон с акустикой 3.1?

Нет, это не стерео, а всего лишь два рупора от одного звукоснимателя. Ну и в более солидном изготовлении: "Maestrofono Estereofonoco"

Вы видели патефонный диджейский стол? А стереопатефон? А патефон с акустикой 3.1?

Чтобы получить пространственное звучание, необходимо записать одновременно с двух разных точек. Вот и нашли самое простое решение: в двух точках записывали две разные пластинки, а потом так же на двух патефонах воспроизводили.

Вы видели патефонный диджейский стол? А стереопатефон? А патефон с акустикой 3.1?

Все бы ничего, но была проблема одновременно (синхронно) запустить воспроизведение двух пластинок. Примитивное решение, но все такие уже стерео. Мысль изобретателя двигалась дальше: почему бы не записывать с трех разных точек? Так появился триплофон:

Вы видели патефонный диджейский стол? А стереопатефон? А патефон с акустикой 3.1?

Три пластинки воспроизводятся одновременно.

В 1925 году немецкий предприниматель и изобретатель Heinrich Küchenmeister начинает выпускать граммофоны марки "Ultraphon" с двумя тонармами.

Вы видели патефонный диджейский стол? А стереопатефон? А патефон с акустикой 3.1?

Секрет такой конструкции прост: оба звукоснимателя двигаются по одной и той же дорожке пластинки, но в 8 сантиметрах друг от друга. Диск патефона вращается со скоростью 78 оборотов в минуту и временное запаздывание второго звукоснимателя составляет 100 миллисекунд. На первый взгляд примитивная конструкция давала существенный выигрыш в качестве звучания, в чем можете убедиться сами:

Это техническое решение очень быстро распространилась по миру и выпускалась в разных странах

Вы видели патефонный диджейский стол? А стереопатефон? А патефон с акустикой 3.1?
Вы видели патефонный диджейский стол? А стереопатефон? А патефон с акустикой 3.1?

Следующее изобретение было призвано не для проведения дискотек, хотя и могли бы запросто:

Вы видели патефонный диджейский стол? А стереопатефон? А патефон с акустикой 3.1?

Этот диджейский стол 1914 года выпуска назывался Pathephone Duplex Model A. Его задача нивелировать один из главных недостатков граммофонной пластинки-короткое время звучания: всего 3-5 минут. Вот как рекламируется этот граммофон в каталоге фирмы Pathe:

С новым DUPLEX Pathéphone наконец реализовано, то что еще вчера считалось невозможным требовать от фонографа: Театр в доме. Используя новую серию дисков Parhe “Theatre Complet”, вы можете прослушивать полностью театральные композиции без перерывов. Длительность композиций достигается попеременным включением дисков.

Эту же конструкцию позже применили для озвучивания "великого немого"-кинематограф.

Вы видели патефонный диджейский стол? А стереопатефон? А патефон с акустикой 3.1?

Вот такие удивительные патефоны выпускались-для меня это стало настоящим открытием.

Подлинного прорыва в качестве звукозаписи на граммофонных пластинках удалось добиться только с изобретением микрофонной записи в 1925 году.

Вы видели патефонный диджейский стол? А стереопатефон? А патефон с акустикой 3.1?

Загляните еще в ОГЛАВЛЕНИЕ канала -там немало интересных статей