Критика происходящего в России ничего не изменит

Ты решила оставить мужа? Развод?! Ты ведь жила с ним половой жизнью. а теперь хочешь уйти. Ты что, блудница? Св Церковь не поощряет разводы. На твой случай есть специальные распоряжения властей. Лучше возвращайся к мужу, глупая женщина.

"Хочешь сменить веру? Ты еретик? Св. Церковь и существующая власть позаботятся о тебе, несчастный грешник. Эй люди, тащите-ка сюда дрова... жгите их всех, господь сам отделит на небесах праведников от грешников

Тебе не нравятся последние указы короля о налогах? Хочешь покричать на площади о том, что король не прав? Он - помазанник божий. Знай свое место, червяк! Для тебя уже приготовлено отличное место в Бастилии..."

Встречал два типа такой критики. Одни - умеренные либеральные консерваторы вроде идеологов Брексита. Сохранить политическую систему, многопартийность и выборы, но уменьшить роль центральных институтов Евросоюза или даже выйти из него, укрепить национальные государства, ограничить (но не запретить) миграцию, особенно из мусульманских стран, уделять больше внимания национальной культуре. Это такая мягкая консервативная коррекция глобализации. Но сама она вряд ли что-то изменит по сути, хотя и может стать толчком к каким-то более масштабным переменам в том или ином направлении. Может быть, такая коррекция стала неизбежной для капитализма в его нынешнем состоянии. Может быть, таким способом, за счет сокращения расходов на мигрантов, капитализм может перераспределить часть средств в пользу наиболее пострадавшего от глобализации национального рабочего класса, который является одной из главных сил, поддерживающих консервативный поворот.

Другой подход - это отрицание не только глобализации, неолиберализма и политкорректности, но и всей европейской цивилизации Модерна, созданной демократическими революциями, идея возвращения к миру времен Крестовых походов. Тот мир имел более-менее ясно очерченные границы, сурово охранял их от иноверцев и сам старался расшириться за счет последних. Проблема такого подхода в том, что многие люди, включая, возможно, и часть говорящих это, не вполне осознают, что мир до французской, голландской, английской, американской, южноамериканской, итальянской и т.д. революций очень напоминал ИГИЛ-запрещенный (с теми ли иными поправками на особенности веры и региона):

Но современные поколения не привыкли к таким суровым ограничениям свободы и даже для сторонников подобной позиции это может быть весьма болезненно.

Разумеется, в чистом виде поворотов назад не бывает. Но стремление к такм поворотам, как говорил крупный исследователь нацизма, Эрнст Нольте, способны создать своего рода вихрь, который может серьезно изменить историю. Сочетание нетерпимости к иноверцам, суровых радикальных мер и авторитаризма может обернуться довольно типичными для Европы последствиями.