Что китайцам нужно в Арктике?

30.03.2018

И как этим воспользуется Россия?

Казалось бы, где Китай, а где Арктика? Территория Поднебесной расположена к югу от границ России, у нее нет выхода в арктические моря. Даже Япония - и та лежит поближе к Северному Ледовитому океану.

Однако у Китая есть главное - здоровые амбиции, хорошая финансовая подушка и... надвигающийся экономический кризис, который гонит их вперед. Да, сейчас о проблемах в экономике КНР всерьез говорить рано, но Пекин умеет смотреть в будущее и делать верные прогнозы. Там прекрасно поняли, что если сейчас не вспрыгнуть на подножку уходящего поезда и не освоить потенциал Арктики, завтра может быть уже поздно.

На наше счастье, эти планы китайских товарищей подразумевают плотное сотрудничество с Россией.

Итак, что же нужно Китаю в наших северных морях?

На прошедшей недавно конференции "Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов - 2018" прозвучал любопытный доклад Владимира Ремыги, который проанализировал только что принятую "Белую книгу по Арктике" - свод многолетней работы Госканцелярии КНР. Из нее очень многое становится ясно.

Перечислим, в каких российских проектах в Арктике Китай собирается принять активное участие.

1. Транзит грузов по Северному морскому пути плюс обустройство и модернизация обеспечивающей береговой инфраструктуры.

2. Порт Сабетта на Ямале, через который можно вывозить морским путем углеводороды, добываемые на шельфе. Он почти достроен, но финальный этап работы еще не доведен до конца, нужно еще нарастить несколько терминалов.

3. Железнодорожное строительство на Севере России. Во-первых, это ветка от месторождения Бованенково до той же Сабетты. Во-вторых, Северный широтный ход (здесь особенно важно построить мост через Обь возле Салехарда).

4. Совместная работа по освоению нефтегазовых месторождений на континенте и на шельфе. Заодно там же, возле месторождений будут строиться комплексы по переработке сырья.

5. Проект "Белкомур". Это грандиозное строительство железной дороги от Перми до Архангельска. Плюс создание в Архангельске глубоководного порта.

Самое главное, что сегодня это уже не просто благие пожелания - китайцы рвутся участвовать в этих проектах по полной. Не из любви к нам, а из своих прагматических соображений. Им критически необходимо сейчас обустроить северный маршрут коммуникации с Европой. Потому что южный, проходящий через Индийский океан, Красное море и Суэцкий канал, уже перестает их устраивать - слишком неспокойно!