Украина думала, что Россия останется без нового флота. Но ошиблась

Откровения главного конструктора - как удалось за три года освоить с нуля производство турбин для новых фрегатов

После распада СССР Россия столкнулась с серьезной проблемой. Заводы по производству газотурбинных двигателей остались за пределами страны. Весь наш флот был завязан на поставки продукции николаевского завода "Зоря-Машпроект".

До 2014 года ситуация была в общем-то терпимая, поскольку с Киевом удавалось находить общий язык и отечественные корабли получали свои турбины. Но после разрыва сотрудничества над флотом нависла угроза остаться без новых кораблей. Строительство серии фрегатов застопорилось.

Недавно Павел Чупин, главный конструктор морских двигателей завода "ОДК-Сатурн", расположенного в Рыбинске рассказал о том, как за три года удалось решить эту проблему. А заодно упомянул о том, почему она не решалась да предыдущие 23 года.

По его словам, все это время верфи и проектанты исходили из того, что уже существует производство, есть кооперация. Поэтому сотрудничество с украинским заводом закладывалось в основу самих проектов. Никто не предполагал, что настанет время, когда эти поставки будут резко заморожены.

При этом разработки собственных двигателей велись, еще в 2006-2008 годах были завершены опытно-конструкторские работы. Но результаты были положены на полку. Тогда было куда выгоднее продолжать покупать готовую продукцию у "Зори-Машпроекта", чем внедрять свое производство.

Гром грянул в 2014 году. С этого момента конструкторы "Сатурна" потеряли покой - нужно было одновременно вновь провести ОКР (уже с обновленным заданием), построить испытательную базу (стенды для испытаний таких двигателей в России вообще отсутствовали), а еще технически перевооружить предприятие, подготовив его к выпуску новейших турбин.

- Скажу честно, мало кто из наших коллег из ЦКБ-проектантов кораблей верил, что у "Сатурна" получится уложиться в такие сроки. Более того, на старте реализации проекта "Сатурн" не воспринимался всерьез. Нас постоянно сравнивали с "Зоря-Машпроект" и это сравнение было не в нашу пользу. И когда "Сатурн" через два с половиной года работы пригласил своих коллег в первый раз на испытательный стенд показать работающее "железо", они были приятно удивлены. В тот момент отношение к "Сатурну" изменилось кардинально, - говорит Павел Чупин.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и на наше сообщество в ВК "Политинтерес"