Священная долина инков

5 April 2018

Отправляясь в долину Урубамбы, я не знал об истории и культуре инков ровным счётом ничего. Ну, если не считать этого:

Сейчас, после того, как я туда съездил, посмотрел глазами и потрогал руками, с уверенностью могу сказать, что теперь я не знаю гораздо больше.
Побывав в Священной долине, каждый, наверное, возвращается оттуда верующим - кто во что, не важно, но лично мне, в связи с недостатком знаний, намного проще поверить в Христа и в Виракочу, чем в то, что все эти сооружения возвела цивилизация не знающая колеса и письменности...

Утром автобус причалил к автовокзалу в Куско. Полчаса ушло на то, чтобы разобраться с билетами для последующей эвакуации отсюда через пару дней, потом на такси приехали в центр, где скинули лишние вещи в хостеле.

Теперь нужно придумать, как быть дальше. Вечером нам нужно оказаться в Ойянтайтамбо, чтобы оттуда на поезде уехать в Агуас-Кальентес - городок у подножия Мачу-Пикчу.
Хозяин хостела посоветовал выйти на следующую после Пласы Армас площадь и вписаться в какой-нибудь туристический автобус.
Автобусов на площади не оказалось. В двух первых попавшихся турфирмах сказали, что все автобусы уехали полчаса назад - в 9 утра. В третьей конторе заявили, что сейчас всё будет, мужик сделал несколько телефонных звонков, развел руками и обнадёживающе произнёс - mañana.

В общем, с экскурсиями мы пролетели, теперь нужно искать какую-нибудь маршрутку или, в крайнем случае, такси. Но, как это всегда бывает, из-за угла выскочил барыга и пообещал всё устроить, завёл нас на очередную площадь, затолкал в автобус со школьниками, взял деньги и убежал.
Школьники бесились и орали, непонятно, экскурсовод в автобусе говорила только по-испански или иногда по-английски, а мы совершенно не знали куда нас везут, но мы не стояли на месте, и это обнадёживало)

Первые два десятка километров - это рынки. Все придорожные деревни торгуют ватниками из ламы и альпаки и прочими всякими полезными и не очень сувенирами. На одном из таких рынков обязательно останавливается каждый экскурсионный автобус. При этом туристам рассказывается печальная история о том, что деревню, где стоит рынок, недавно разрушило землетрясением или смыло водами Урубамбы.

Следующая остановка - ювелирный магазин, где продают самое настоящее инкское серебро. Настоящее, чем здесь больше нет нигде в общем.
Остановились, вышел на улицу - пыльная обочина, горы по сторонам, разруха - ну, прямо, наш Кавказ.


Перуанцы то ли борются с коррупцией, то ли наоборот, но на входе во многие археологические комплексы билеты купить нельзя, а где можно, там продаются "проездные" на 5-10 мест, разбросанных по долине. Где-то посреди дороги автобус останавливается, на обрыве стоит будка, в которой продают абонементы. Рядом строится новый офис по продажам билетов.
Здесь ничуть не хуже, чем в Таджикистане :)


Но, стоит отъехать от современной цивилизации, и начинается настоящее Перу, то, ради которого сюда стоит ехать.
Мы в Священной долине.


Билеты купили - теперь трогать камни. Едем в археологический комплекс Писак.


На террасах инки выращивали кукурузу и картошку, а жили в городе над террасами.


Экскурсия у нас была для местных школьников, которым эти все руины даром не нужны - ну навалено тут камней, ну лежали они тысячу лет и еще столько же пролежат. Большую часть времени экскурсовод пыталась собрать в кучу всех своих обезьянок, чтоб те не потерялись и не попадали в пропасть, поэтому адекватной информации от неё исходило мало. Ну и ладно, моя задача - трогать камни)
Что нам известно про перуанские руины? То, что инки строили так, что не только лезвие ножа не пролезет между камнями, но и капля воды не просочится. Пойдём проверять.

Вот, например. Ерунда какая-то. Ищем дальше.


Остатки дома. Стена подпертая деревянной палкой. Так себе постройка, но 500 лет простояла, наверное, это круто. Не от каждого современного здания останется хотя бы одна стена через пять столетий, а тем более в сейсмоактивной зоне.


Зачем-то местные жители делали в стенах окна, причем через одно они были заложены. Часто здания одной стеной примыкали к скалам. В этих стенах тоже были такие же окна-ниши.


Если нижние уровни построек еще кое-как нормально сложены, то верхние собраны из смеси говна с соломой. Но даже эта смесь стоит веками, омываемая ливнями, как сейчас!


Но, я не унываю, мне нужна крутая кладка. И, вот, уже что-то интересное. Одна терраса сложена из необработанного булыжника на растворе, а этаж повыше - хорош.


Цивилизация инков развивалась точно так же, как и современная московская цивилизация. Вот, например, сначала строительством занимались архитекторы, а когда всё сломалось, чинили гастарбайтеры. Неплохо.


А вот и самая крутота. Некоторые дома сложены из идеально обработанных и подогнанных камней. Вот про такую кладку нам и рассказывают в телевизорах, сюда и тыкают ножами, показывая мастерство строителей.


Дождь всё усиливается, глиняные дорожки становятся очень скользкими, обрывы всё опаснее, потихоньку возвращаемся к автобусу.
Кроме домов инки строили еще и крутые каменные водопроводы. "Трубы", начинающиеся где-то в реке, спрятаны в землю и выходят на поверхность в виде фонтанов-рукомойников. На фото перед ними вытоптана трава на террасе.


Вот такие штуки. В ванночке отверстие, куда уходит вода, опять же куда-то под землю.


Очень многое мы тут посмотреть не успели и поехали дальше. Остановились на обед в городе Урубамба. Привет, цивилизация. Дорогая отвратная еда, помойка, в общем - современное Перу.


А сейчас мы поедем в город Ойянтайтамбо. Это место, которым я действительно проникся. Но об этом в следующий раз.