Иван-чай против копорского чая

Кипрей узколистный.
Кипрей узколистный.

Начнём с того, что иван-чай (кипрей узколистный) и копорский чай — это не одно и то же. Первое входит в состав второго так же, как кислород является лишь одной из составляющих воздуха. Кипрей был основным сырьём для изготовления «чая», но не единственным. В ход шли и другие растения, листья которых подходили по форме: медуница, рябина и прочие.

Пик сезона по сбору иван-чая приходился на начало осени. Собранные листья раскладывали и сушили на чердаках или в сараях. Непосредственно обработка сырья и изготовление из него копорского чая начинались уже поздней осенью, во время сезонной распутицы, когда добраться до  многих деревень было физически невозможно. В свою очередь, это практически полностью исключало вероятность появления посторонних лиц, что было очень важно для безопасности производителей. Прямо-таки «Breaking Bad», если вы понимаете о чём я.

А всё потому, что заготовка «копорки» была вне закона. Промышленное законодательство запрещало «продажу плохо испеченного хлеба, мяса нездорового скота и живности, спитого и копорского чаев». Медицинская полиция не разрешала «ввозить из-за границы свиное мясо и нетопленое свиное сало, поддувать мясо с целью придать ему лучший вид, торговать спитым или копорским чаем». За нарушение закона статья 115 Русского устава о наказаниях предусматривала наказание в виде ареста до месяца либо штрафа до 100 рублей за «приготовление для продажи и продажу съестных припасов или напитков, вредных для здоровья или испортившихся». Таким образом боролись с фальсификацией китайского чая, а копорский чай был самым главным средством в этом предприятии.

Среди законопослушных граждан иван-чай тоже был востребован, так же, как и другие травяные чаи (например, монастырский). Как правило, кипрей использовался там, где традиционный чай был недоступен или запрещён (из-за возбуждающего эффекта). Например, один из самых почитаемых православных святых Серафим Саровский учил: «Даже, сколько возможно, удерживай и от чаю».

Название «Копорский»

Теперь вкратце, что касается самого названия «Копорский». Тут всё просто и логично. Была под Петербургом крепость Копорье, которую затем превратили в село, а название перешло на всю близлежащую округу. Что самое интересное, в самом селе изготовлением чая не занимались. Главные центры заготовки и производства были сосредоточены в Царскосельском и Ямбургском уездах Петербургской губернии. Но кроме того, чай собирали в Московской губернии и даже за Уралом, где его продавали киргизам. Ещё один крупный центр был в Казанской губернии, откуда главным образом копорский чай шёл на Нижегородскую ярмарку.

Классический рецепт

Рецепт приготовления этого «богатырского» напитка был очень прост: высушенные листья обваривали кипятком, затем растирали вперемешку с чернозёмом или болотной землёй и сушили в печке. После чай просеивали от золы и лишней земли и руками снова перетирали до тех пор, пока он по размеру не будет похож на китайский.

Субботин А. П. «Чай и чайная торговля в России и других государствах», 1892
Субботин А. П. «Чай и чайная торговля в России и других государствах», 1892

Сбыт и экспорт

В таком виде копорка попадала к перекупщикам, которые заканчивали технологическую цепочку: промывали, обрызгивали сахарной водой, при необходимости измельчали ещё сильнее и добавляли разные ароматизаторы. Затем готовый продукт сбывался более крупным скупщикам, которые уже поставляли его чайным конторам или контрабандой отправляли за рубеж.

Да-да, тот самый «русский чай», который якобы был «важнейшей составляющей экспорта», на деле служил лишь сырьём для воротил теневого чайного рынка Европы.

По данным русского экономиста Субботина, в 1885-86 годах пуд сухого необработанного копорского чая стоил до 15 копеек, а к 1887 году выросли до 80 копеек. Окончательно обработанный чай продавался в Петербурге по 3-5 рублей, в зависимости от качества. Внушительная выгода.

Итак, подведём итог всему вышесказанному

Иван-чай — это обычный суррогат, а копорский чай — лишь разновидность именно поддельного чёрного чая, то есть изначально отрицательное явление.

Что этим постом хотел сказать я: пейте иван-чай — он полезный и вкусный, а копорский чай оставьте барыгам и сектантам. Нет никакого «легендарного русского чая», исцеляющего от всех болезней. Иван-чай в этом плане не более «легендарный», чем отвар шиповника. Разница лишь в личных предпочтениях.

P.S. Копорский чай был не единственным способом подделки дорогого китайского чая. Более подробно о других «технологиях» я расскажу в следующем посте, который опубликую на днях. До скорого.

Статьи по теме:
Иван-чай и депрессия древних славян
Подделка чая. Как это было

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!

Рубрикатор всех записей канала «Поляково Поле».