132 «Филипка»

Они пойдут в школу – но не в ту, в которую хотели, и с превеликими трудностями.

Публикация письма Сергея Зубарева «Кому нужен ребенок в стране победившей бюрократии?» сопровождалась бурной дискуссией в Фейсбуке. И пап-мам, которые явились на ночь глядя в школы, чтобы записать своих чад в первый класс, многие упрекали: а) в готовности к унизительному стоянию в очередях, б) в том, что они пренебрегают современными возможностями общения с государственными инстанциями. То есть оформлением документов через Интернет же.

Чиновники, в дискуссии участия не принимавшие, видимо, того же мнения. Пресс-служба областного правительства процитировала исполняющую обязанности министра образовании области Ирину Середюк:

«Все  записывались через региональную портальную систему подачи заявлений.  Это наша областная разработка, которая достаточно хорошо сработала. Уже в  первый час было подано около тысячи заявлений. Некоторые родители  оформляли заявку несколько раз. Понятно, сказывалось волнение и  негативный опыт прошлого года. Минувшей ночью всё прошло в плановом  режиме».
«Все записывались через региональную портальную систему подачи заявлений. Это наша областная разработка, которая достаточно хорошо сработала. Уже в первый час было подано около тысячи заявлений. Некоторые родители оформляли заявку несколько раз. Понятно, сказывалось волнение и негативный опыт прошлого года. Минувшей ночью всё прошло в плановом режиме».

Если «все записывались» через портал госуслуг – то кого же тогда поили чаем? «В сами учреждения образования с утра родители приносили документы, которые необходимо представить в оригинале» - поясняют нам пресс-служба и и.о. министра.

Но при этом власть на своём сайте признаёт, что «в следующем году будут учтены замечания родителей и система будет усовершенствована». Опять запутали нас! Ведь в следующем же абзаце говорится: «Начальник информационно-аналитического отдела Регионального института профессионального развития Евгения Куликова пояснила, что ночью были приняты меры по увеличению мощностей регионального портала. «Замедление работы портала наблюдалось только в первые две – три минуты. За это время мы адаптировали его к ситуации. При этом заявления продолжали приниматься. После портал работал стабильно, о чём  говорят цифры приёма заявлений по часам», - сказала Евгения Куликова».

Так всё же: только ли прошлогодние страхи перед неразберихой гнали родителей тёмной ночью в школы? Или компьютерная неграмотность? (Кстати, отнюдь не предосудительная, ибо нет у гражданина конституционной обязанности иметь дома компьютер, подключённый к Интернету; скорее наоборот – при нынешних взаимоотношениях Сети и государства безопаснее не иметь Интернета вовсе). Или ещё хуже: рабская наша сущность, которую клеймили оппоненты С. Зубарева?

Почему бы не прислушаться к сообщению, которое в той же дискуссии в Фейсбуке оставил Денис Балонов: «Нужный сайт начал принимать заявления в 00.00, а к 00.30 все места были забиты и приём закончен (выделено нами – ред.). Успели ровно в 00.28, а перед этим 3 раза с сайта выкидывало. Удачи в борьбе с бардаком».

Думается, у электронной формы общения человека с государством (а точнее, государства с человеком, потому что придумало это форму оно, а не он) есть большой простор для усовершенствования. И как-то не вяжется это свидетельство с оптимизмом И. Середюк и Е. Куликовой.

Не вяжется с их позицией и то, что в социальной сети «ВКонтакте» появилась группа под названием «Дети без школы. Великий Новгород» - «группа родителей, чьи дети не попали в 13-ю школу Великого Новгорода».

На этой странице размещено их письменное обращение:

«Председателю комитета по образованию
Администрации Великого Новгорода Шанаевой И.Л.

В прокуратуру Великого Новгорода

Губернатору Новгородской области Никитину А. С.

Мэру Великого Новгорода Бобрышеву Ю.И.

Открытая приемная партии Единая Россия,

Уполномоченному по правам ребенка в Новгородской области Филинковой Е.В.

Мы, жители микрорайона, живущие в шаговой доступности к МАОУ «Школа №13», призываем Комитет по образованию к открытию дополнительных классов и мест в нашей школе. Более сотни детей получили отказ.
Мы требуем открыть дополнительные классы в 13-й школе, где многие из нас учились сами и учатся наши старшие дети. Мы считаем абсурдной «борьбу со второй сменой», когда нарушен главный принцип шаговой доступности, важный для безопасности наших детей. Сотни детей остаются вообще без места и будут подвержены опасности на дорогах, передвигаясь в другой район города по несколько раз в день. У многих просто нет такой финансовой возможности, а также бабушек и дедушек, которые будут возить детей в школы.
С новой школой на Торговой стороне, которая призвана была освободить 13-ю и 14-ю школы от второй смены, ситуация стала ещё хуже. Наша школа всегда открывала двери для всех детей из ближайших домов. В этом году на 75 мест претендовало 207 человек, а открыли 3 класса, один из которых – «льготники». Сто тридцать два человека из ближайших домов остались без места.
На сайте Комитета по образованию в разделе «Комплектование» изначально указывалось 2500 мест, хотя чиновники заявляли, что детей около 3000 человек. На сайте от 07.02.18 года даже не показана вся информация по школам, до сих пор, например, нет информации по 31-й и 26-й школе. Реальная картина по городу замалчивается. То есть изначально был выдуман искусственный дефицит мест, что привело к массовым дежурствам в школах в ночь с 31 января на 1 февраля 2018 года.
Комитет по образованию в телефонных разговорах советует родителям «подождать годик» или возить детей в Западный район. Немного странное предложение с учётом того, что нас уверяли с экранов телевизоров «что Филипков у нас не будет».
Многоступенчатая программа приёма, принятая, например, в Санкт-Петербурге, могла бы позволить избежать такого коллапса. По ней сначала принимаются дети по прописке из близлежащих домов и те, у кого братья и сестры учатся в этой школе, потом – по квадратам, потом уже не по прописке, а не работать каждый год «с колёс». Так можно будет избежать ажиотажа и несправедливого распределения мест.
Почему в век электронной экономики и квадрокоптеров, дети могут остаться без элементарного образования или добираться до него, рискуя своей жизнью? А родители должны будут ввергнуться в непомерные для многих расходы?».

Надо заметить, что во многих российских городах проблема та же: и ночные очереди есть, и «Филипки» водятся, рискующие, как минимум, не попасть в школу, ближайшую к дому (не иметь возможности вообще пойти в школу – это было бы подлинное ЧП, нарушение закона). Разница в том, что кое-где эти затруднения объясняются тем, что и местные власти, и, главным образом, федеральные (поскольку средства на строительство новых учебных заведений выделяют они) оказались категорически не готовы к последствиям скромного и недолгого, но всё же бэби-бума, случившегося в стране на границе двух первых десятилетий нового века, когда всё как бы удачно сложилось для демографии: и количество девушек, вошедших в фертильный возраст, и материальное стимулирование рождаемости. Но в Великом Новгороде нас заверяли, что мест за партами хватит на всех. Загвоздка – действительно в порядке предоставления «Филипкам» этих мест.

В группе «Дети без школы» есть комментарий Татьяны Смирновой: «Родители,  вам сил, терпения и крепких нервов! Мы, конечно, уже во втором классе,  но два года назад тоже испытали эту проблему - двое суток стояли в  очереди в школу (через госуслуги не подавали тогда). Всем ясно, что с  этой ситуацией нужно что-то делать! Если нужна будет моя подпись -  подпишусь под любым вашим обращением! Надеюсь - всё решится, и вас всех  возьмут в 13-ю школу!  Дети не виноваты в том, что наша власть так  решила».
В группе «Дети без школы» есть комментарий Татьяны Смирновой: «Родители, вам сил, терпения и крепких нервов! Мы, конечно, уже во втором классе, но два года назад тоже испытали эту проблему - двое суток стояли в очереди в школу (через госуслуги не подавали тогда). Всем ясно, что с этой ситуацией нужно что-то делать! Если нужна будет моя подпись - подпишусь под любым вашим обращением! Надеюсь - всё решится, и вас всех возьмут в 13-ю школу!  Дети не виноваты в том, что наша власть так решила».

То есть проблема – не только нынешнего года, к сожалению.

И не только в IT-технологиях беда (их обещают усовершенствовать – почему-то лишь после того, как многим горожанам уже потрепали нервы; думать о людях на ход вперёд даже в электронную эпоху чиновники не научились). Гражданам остаётся ностальгически вспоминать простой и доступный процесс записи ребёнка в школу, в прежние времена очередей не требовавший.

Правда, я, «Филипок» очень давних времён, имею личный опыт путешествий с портфелем через полгорода. Но меня к этому не понуждали: так сложилось, что меня взяли в «экспериментальный» класс для семилеток, уже обученных чтению, а он был единственный в городе. Но тогда и угроз для ребёнка окружающий его мир таил в себе много меньше. Даже дорогу было проще переходить при уличном движении полувековой давности…

Остаётся понять: кто виноват перед нынешними «Филипками».

А что надо сделать – родители подсказывают.

Сергей БРУТМАН

Иллюстрации к рассказу Л.Н. Толстого "Филипок"