Не агрессивны, настроены творчески

К каким субкультурам чаще всего себя причисляют молодые новгородцы.

Не агрессивны, настроены творчески

В Великом Новгороде, как и в любом другом городе России, есть субкультуры. Но о том, что они из себя представляют, по каким правилам живут, среднестатистические жители почти ничего не знают. Этот социокультурный пробел решила восполнить команда студентов из НовГУ, которая занялась исследованием молодёжных субкультур Великого Новгорода. Оказывается, наибольшей популярностью среди субкультур пользуются аниме и гейминг, а не готы и эмо, как 15 лет назад. Об этом и многом другом мы поговорили со студенткой третьего курса направления «Культурология», аналитиком проекта Екатериной Дробышевой.

- Как начался ваш проект?

- Зимой в университет от главы комитета культуры и молодёжной политики Великого Новгорода Константина Хиврича поступил заказ на изучение субкультур нашего города. Мы взялись за него всей нашей академической группой. Проект, конечно, носит прикладной характер, мы проводили социальное исследование. Его цель - выявить, какие субкультуры есть в Великом Новгороде, в какой форме они существуют. Опрос мы проводили среди молодёжи в возрасте от 14 до 35 лет. Мы опросили 298 респондентов. Также опросили 10 экспертов - среди них были и полковники МВД, и специалисты комитета молодёжной политики. В общем, люди так или иначе связанные с субкультурой.

- А среди экспертов представителей субкультур не было?

-  Они участвовали скорее в молодёжном опросе. Мы сделали в анкете открытые вопросы, чтобы лучше понять, кого опрашиваем. Мы спрашивали и о мерах поддержки. Ведь наша задача - не только изучить субкультуры, но и помочь комитету грамотно выстраивать свою политику, эффективнее взаимодействовать с молодёжью, которая нуждается и во внимании, и в поддержке, и в финансировании. Поэтому важно понять, в какую сторону двигаться.

- И какие же субкультуры в Великом Новгороде - самые популярные?

- Оказалось, что самая популярная субкультура - это аниме. Она проявляется в интересе к японской культуре - к  комиксам, мультфильмам, кино.

Следующая по популярности - геймеры. Дальше - граффити. Остальные группы в процентном соотношении оказались не очень большими. Среди них есть и, так сказать, негативные - например, АУЕ (признана в России экстремистским движением - ред.), готы, радикальные скинхеды. Они занимают «на общей поляне» не больше пяти-шести процентов. Эксперты из ГИБДД причислили к «опасным» даже байкеров - потому что те якобы часто создают опасные ситуации на дорогах.

Большинство субкультур сегодня всё-таки ушло в социальные сети - это инстаграмеры, ютубщики, тик-токеры. Что характерно, они вообще не противопоставляют себя обществу. Новгородские субкультурщики, судя по нашему исследованию, совсем не агрессивны.

Мы отмечаем, что самые популярные в нашем городе субкультуры имеют большой творческий потенциал. Граффитисты, киберспортсмены, анимешники - все они люди, как правило, творческие и инициативные. Во время опроса от них поступило много предложений и идей по проведению в Новгороде различных тематических фестивалей. Соответственно, если у нас в городе проведут фестиваль аниме, то он будет иметь успех.

- По своим школьным временам помню, что субкультура - это всегда протест против общественного устройства и какой-то «особенный» взгляд на мир. Разве у геймеров и анимешников это присутствует?

- Я думаю, что да. Просто контраст  выражен не так очевидно, здесь нет противостояния. В этом их отличие от «радикальных» субкультур  вроде  скинхедов или неофашистов, у которых агрессивные черты прослеживаются чётко, они отрицают сложившиеся в обществе ценности.

- Скинхеды и неофашисты -  в 90-е и нулевые годы в России это были, как правило, молодые люди из неблагополучных семей. Поэтому они, отчасти, и шли на протест. Сейчас такая тенденция относительно «опасных» субкультур сохранилась?

- Сейчас субкультуры ушли от агрессии и негатива. Это больше кружки по интересам, которые чаще собираются даже не очно, а в социальных сетях.

Если говорить об их социальном положении, то сейчас представители субкультур чаще всего не из неблагополучных семей. У нас в опроснике был вопрос - почему вы уходите в субкультуру и что вы там ищете? Судя по ответам, это люди скорее одинокие, которые не могут найти нишу для самовыражения, не могут найти себя и понимания с родными. Им нужен способ выразить себя, показав, что «я не такой, как все, обратите на меня внимание». И так они ищут «своих» - сверстников с общими интересами.

- У вас выборка с 14 до 35 лет. Я думаю, среди тех, кто проходит по верхней планке, нашлись и бывшие представители субкультур. Они как-то отвечали, почему «завязали» с этим?

- Конкретно такого вопроса у нас не было. Но респонденты в открытых ответах писали о том, что перегорели, что у них сменились интересы. Но часто они не уходили вообще из субкультуры, а просто меняли одну на другую. Мы видели случаи, когда человек одновременно относит себя сразу к нескольким субкультурам. Например, увлекается байками и киберспортом. Но с возрастом, судя по ответам, это уходит на второй план, потому что меняются ценности и интересы.

- В 90-е и нулевые агрессии в субкультурах было намного больше. Чем это было вызвано?

- Мы затрагивали эту тему. Мне кажется, это связано непосредственно с историческим периодом. В 90-е жизнь была гораздо труднее, непонятнее.  Сейчас у нас жизнь плюс-минус спокойная, нет резких социальных перепадов. И попросту нечему противостоять, нечему бросать вызов. Всех, в принципе, всё устраивает.

- К каким выводам пришли эксперты, которых вы опрашивали?

- Усреднённый ответ - что все эти субкультуры так или иначе опасны. Ну, тут можно сделать скидку на то, что эксперты - люди более старшего возраста. И для них многое новое и неофициальное кажется опасным. Это ещё во многом и профессиональная деформация: эксперты мыслят в том русле, в котором работают.

- И к каким же выводам пришла ваша команда?

- Мы поняли, что в сфере субкультур в Великом Новгороде нет ярко выраженных негативных тенденций. Также мы увидели, что молодёжь часто испытывает недостаток внимания и ей не хватает инфраструктуры. Например, граффитистам нужны площадки для реализации своих идей. А ведь это - творческий потенциал  города.

Матвей НИКОЛАЕВ