Просто космос! Машины, которые имели самое прямое отношение к космонавтике

Обычно 12 апреля люди на постсоветском пространстве вспоминают величественное событие – первый полет человека на космическом корабле.

Рассказывают его предысторию, упоминают людей, которые совершили это подвиг, попутно говорят о других людях и историях, связанных с космосом.

Но в этот раз хотелось бы вспомнить об автомобилях, которые имеют отношение к освоению внеземного пространства.

ГАЗ-12 ЗИМ

Для первого полета за пределы Земли трудились на протяжение многих лет ученые и конструкторы. Один из них – ракетостроитель Сергей Королев.

Ходили слухи, что знаменитый академик имел Horch, который попал к нему из Германии. Известно точно, что в распоряжении ученого был служебный автомобиль – ГАЗ-12 ЗИМ.

Mercedes-Benz 220S

Еще один знаменитый ракетостроитель, но уже немецкого происхождения – Вернер фон Браун, после переезда в Америку руководивший лунной программой США.

Видимо, скучая по Родине, фон Браун ездил на купе Mercedes 220S, произведенном в 1957 году в Германии.

ЛАЗ-695Б.

Именно это транспортное средство подвезло Юрия Гагарина к месту взлета космического корабля. В этом же автобусе ехал и Герман Титов, который должен был подстраховать первого космонавта в случае непредвиденной ситуации, если тот не сможет лететь.

Конструкторы заменили обычные пассажирские кресла на два увеличенных, чтобы на них поместились космонавты в скафандрах, которые были подключены к вентиляционной сети автобуса.

ЛАЗ-699П

В 1973 году инженеры Львовского автозавода создали особую модификацию 699 модели, которую использовали для перевозки космонавтов. Входная дверь была полностью герметичной и плотно заходила в дверной проем.

Кроме того, в автобусе была вторая дверь посередине, ведущая в шлюзовую камеру, которая собирала с космонавтов пыль. В салоне работал кондиционер, а для космонавтов были установлены большие сиденья.

ЗИЛ-111В

На этом автомобиле серого цвета, использовавшемся в исключительном случае, Гагарин поехал в Кремль сразу после своего знаменитого полета.

Тысячи людей вышли поприветствовать отважного космонавта на Ленинский проспект.

ГАЗ-21И Волга

Правительство наградило Юрия Гагарина роскошным по тем временам подарком – черной Волгой с голубой обивкой салона. Этот автомобиль сейчас находится в качестве экспоната в доме-музее героя-космонавта.

Matra Rene Bonnet Djet.

Первый космонавт и Герой Советского Союза был обладателем не только отечественной машины. Владельцы завода "Matra" (Франция) подарили Юрию Алексеевичу голубое спорт-купе Matra Rene Bonnet Djet, которое очень понравилось летчику во время экскурсии.

ГАЗ-13 Чайка

Первая женщина-космонавт ездила на великолепной Чайке. Валентине Терешковой ее выделил генсек Хрущев, которому нравилась отважная летчица с позывным "Чайка". Для нее машину перекрасили в белый цвет, что выделяло ее среди других автомобилей.

Терешкова предпочитала на Чайке не ездить, и машина стояла в служебном гараже, где ее назвали "Белой вороной".

Chevrolet Corvette Sting Ray

У первых космонавтов NASA были схожие между собой автомобили, которые им дарил автопроизводитель General Motors. Это были разные модификации Chevrolet Corvette.

Нил Армстронг, первым побывавший на спутнике Земли, владел Corvette Sting Ray голубого цвета, выпущенный в 1967 году. Но долго космонавт на нем не проездил, потому что продал через год.

Chevrolet Corvette C3

Командир космического корабля Аполлон-13, на котором произошла авария на третьи сутки полета на Луну, Джим Ловелл, тоже владел Chevrolet Corvette, но моделью C3 стального цвета.

Такой же был и у Томаса Маттингли, который не смог полететь в эту экспедицию из-за возможного заражения краснухой.

Луноход

Луноход-1 производства СССР находился на лунной поверхности с 17 ноября 1970 года в течение 10 месяцев. За это время он преодолел около 10 километров, передвигаясь со скоростью до 4 километров в час.

В середине января 1973 года на Луну прилетел второй планетоход. Он приземлился в 170 километрах от "Аполлона-17". У космонавтов возникли трудности из-за повреждения системы навигации. К счастью, коллеги из NASA передали советским космонавтам карту нужного участка Луны, и вторая модель Лунохода смогла проехать более 40 километров по поверхности спутника.

Лунный автомобиль

Настала очередь транспорта, непосредственно участвовавшего в исследованиях космоса. Корпорация Boeing создала лунный автомобиль, который использовался в начале 1970-х годов тремя лунными экспедициями ("Аполлон-15", "Аполлон-16" и "Аполлон-17").

Этот планетоход питался от аккумулятора емкостью 121 Ah и мог ездить со скоростью 18 километров в час. Этот автомобиль давал возможность космонавтам отъезжать от корабля на довольно значительное расстояние.

ЗИЛ-4906 «Синяя птица»

Плавающий автомобиль на базе вездехода предназначался для поиска и перевозки приземлившихся космонавтов. Из-за своего цвета ЗИЛ-4906 стали называть "Синей птицей".

Производитель создал три модификации амфибии. Одна из них предназначалась для погрузки на платформу космических кораблей, вторая – для перевозки найденных космонавтов, а третий (снегоболотоход) должен был добираться в труднодоступные места.

Tesla Roadster

Последнее транспортное средство предназначалось для Земли, но полетело в космос в качестве полезной нагрузки для американской ракеты-носителя Falcon Heavy. Tesla Roadster оказался в космосе 6 февраля 2018 года вместе с манекеном Starman ("Звёздный человек") и выведен на орбиту вокруг Солнца.

Почти весь мир наблюдал за запуском Фалькона и электромобилем, плывущем в бескрайнем космосе.

Как видно из вышеприведенного обзора, различные транспортные средства на протяжении десятилетий имели отношение к развитию космонавтики.

Одни лишь косвенно, служа для перевозки летчиков по земле, в то время как другие непосредственно принимали участие в исследованиях космоса.

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, а мы будем радовать самыми интересными статьями.