6110 subscribers

Мужчина, я не узнаю Вас в гриме!

36k full reads
46k story viewsUnique page visitors
36k read the story to the endThat's 77% of the total page views
1 minute — average reading time

Предлагаю продолжить разговор о прекрасных отечественных актерах, ставших, благодаря гриму, практически неузнаваемыми. О женщинах мы уже говорили, сегодня вспомним мужчин.

Конечно, больше всего таких примеров нам подарят фильмы-сказки, ведь в них яркий, нарочитый грим вполне уместен. И тут, бесспорно, первое место будет у Георгия Милляра.

Георгий Милляр

Источник
Источник
Источник

Интересно, что фильмография актера довольно обширна, но об этом мало кто знает. Практически во всех фильмах он был занят только в эпизодах, да и то, нередко таких незначительных, что фамилия Георгия Францевича даже не упоминалась в титрах. А ведь у него был несомненный и яркий комический талант. И первой заметной ролью актера стал Кащей Бессмертный из одноименного фильма 1944 года.

Скриншот кадра из фильма "Кащей Бессмертный".
Скриншот кадра из фильма "Кащей Бессмертный".
Скриншот кадра из фильма "Кащей Бессмертный".

Таких сказочных персонажей в творческой биографии Милляра будет еше немало, вот только практически все - в фильмах замечательного режиссёра-сказочника Александра Роу. Он первым заметил и оценил несомненный и яркий, но довольно специфический талант актера и охотно снимал его в своих картинах. Но перерывы между ними случались немалые. Следующую свою серьёзную сказочную роль, Квака, Георгий Милляр сыграл только в 1959 году, в фильме "Марья-искусница".

Скриншот кадра из фильма "Марья-искусница", Квак .
Скриншот кадра из фильма "Марья-искусница", Квак .
Скриншот кадра из фильма "Марья-искусница", Квак .

А затем был замечательный колоритнейший черт в фильме "Вечера на хуторе близ Диканьки", по повести Николая Васильевича Гоголя. Нужно отдать должное гримерам - образ создан фантастический и грим здесь чрезвычайно сложный. На то, чтобы "привести актера в нужный образ" порой уходило несколько часов.

Скриншот кадра из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки", черт.
Скриншот кадра из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки", черт.
Скриншот кадра из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки", черт.

Ну и, конечно, говоря о Георгии Милляре, невозможно не вспомнить и о самой лучшей Бабе-Яге нашего кинематографа. Этот потрясающий образ был создан для фильма "Морозко" в 1964 году. Кстати, и к образу Кащея и к образу Бабы-Яги актер возвращался не раз. По воспоминаниям коллег, Георгий Милляр сам предложил свою кандидатуру на эту непростую роль, уверяя, что ни одна женщина не сможет сыграть её так, как нужно. И оказался абсолютно прав.

Скриншот кадра из фильма "Морозко", Баба-Яга.
Скриншот кадра из фильма "Морозко", Баба-Яга.
Скриншот кадра из фильма "Морозко", Баба-Яга.

И еще одно обстоятельство хочется отметить какими бы "ужасно отрицательными" не были герои Георгия Милляра, они никогда не были слишком страшными для маленьких зрителей. Актера отличало невероятное умение соразмерять страшное и смешное, забавное.

Михаил Боярский

Еще один актёр, неоднократно отметившийся в сказочных фильмах и в сказочных ролях, - Михаил Боярский. Правда, его творческую карьеру и без того можно назвать богатой на интересные роли. Но актёр никогда не боялся экспериментов - в том числе и с гримом.

Наверно, самой известной его "нечеловеческой" ролью можно назвать брутального, отрицательного, но такого симпатичного Волка из совместной советско-румыно-французской музыкальной ленты "Мама" 1976 года режиссёра Элизабеты Бостан. Огромный лохматый парик с торчащими ушами и яркий, броский грим дополняли образ.

Скриншот кадра из фильма "Мама",  волк
Скриншот кадра из фильма "Мама", волк
Скриншот кадра из фильма "Мама", волк

А чуть менее известный кот Матвей из фильма "Новогодние приключения Маши и Вити" 1975 года вообще стал первой большой ролью тогда еще начинающего актера. Здесь образ создавался за счет акцента на глаза и огромные "кошачьи" усы. Брови, впрочем, тоже были выдающиеся.

Скриншот кадра из фильма "Новогодние приключения Маши и Вити", кот Матвей.
Скриншот кадра из фильма "Новогодние приключения Маши и Вити", кот Матвей.
Скриншот кадра из фильма "Новогодние приключения Маши и Вити", кот Матвей.

Олег Табаков

О мужчинах-актерах, сыгравших в кино женские роли, у нас еще будет отдельный (и, надеюсь, интересный) разговор, но не вспомнить сейчас прекрасную мисс Эндрю Олега Табакова из фильма "Мэри Поппинс, до свидания", снятого Леонидом Квинихидзе в 1985 году, решительно невозможно. Яркий, запоминающийся, сочный образ - и действительно великолепный грим. У Олега Табакова действительно получилось создать образ типичной "домомучительницы". Причем, особо ярким или сильно броским его грим в этой роли не назовешь, но небольшие акценты действительно сильно изменили его лицо.

Скриншот кадра из фильма "Мэри Поппинс, до свидания!", мисс Эндрю.
Скриншот кадра из фильма "Мэри Поппинс, до свидания!", мисс Эндрю.
Скриншот кадра из фильма "Мэри Поппинс, до свидания!", мисс Эндрю.

Армен Джигарханян

Не только в сказках и комедиях можно встретить интересный грим. И "Горбатый" Армена Джигарханяна из знаменитого фильма Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя" 1979 года - яркий тому пример. В сумрачном и очень опасном главаре банды, Джигарханяна, более известного в качестве яркого комедийного актера, действительно узнавали не сразу. Изменить облик ему помогли на первый взгляд незначительные детали - брови, высокий лоб с залысинами, ну и, конечно, горб. Очень запоминающийся получился образ - и очень зловещий.

Скриншот кадра из фильма "Место встречи изменить нельзя", - Горбатый.
Скриншот кадра из фильма "Место встречи изменить нельзя", - Горбатый.
Скриншот кадра из фильма "Место встречи изменить нельзя", - Горбатый.

Юрий Богатырёв

Сластолюбивый испанский король Карл Второй из музыкального фильма режиссёра Яна Фрида "Дон Сезар де Базан" 1989 года стал последней ролью замечательного актёра Юрия Богатырёва. Нужно отдать должное гримёрам, так изуродовать красивого человека при минимуме краски не каждый сумеет! Впрочем, отчасти этот грим - заслуга и самого актера. Для того, чтобы добиться нужного эффекта, он вставлял специальные распорки в ноздри, а для создания эффекта "оттопыренной губы" подкладывал в рот ватный валик. Сниматься со всеми этими ", но Богатырёв не зря считался первоклассным профессионалом.

Скриншот кадра из фильма "Дон Сезар де Базан", - король  Карл II  Испанский.
Скриншот кадра из фильма "Дон Сезар де Базан", - король Карл II Испанский.
Скриншот кадра из фильма "Дон Сезар де Базан", - король Карл II Испанский.

Игорь Дмитриев

Вишенка на торте в этой, наверняка далеко не полной, коллекции - Игорь Дмитриев в роли Горлума в телеспектакле Ленинградского телевидения "Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита". Этот детский телеспектакль был поставлен режиссёром Владимиром Латышевым в 1985 году в рамках программы "Сказка за сказкой" и собрал, помимо Игоря Дмитриева, многих прекрасных актеров Ленинградских театров. Но такого грима, как у Дмитриева, нет здесь больше ни у кого! Конечно, он далек от того образа, который привычен нам сейчас, но не стоит забывать, что телеспектакль создавался задолго до того, как эпопея Толкина получила в нашей стране широкую известность.

Скриншот кадра из фильма "Сказочное путешествие мистера Бильбо", - Горлум
Скриншот кадра из фильма "Сказочное путешествие мистера Бильбо", - Горлум
Скриншот кадра из фильма "Сказочное путешествие мистера Бильбо", - Горлум

Не откажу себе в удовольствии показать вам небольшой фрагмент этого телеспектакля с Игорем Дмитриевым.

************************************************************************

Возможно, вам также будет интересно:

Ну и по традиции Дзена напомню, что поблагодарить автора можно лайком.