6097 subscribers

"Сказ про то, как царь Пётр арапа женил". Интересные факты

9,1k full reads
14k story viewsUnique page visitors
9,1k read the story to the endThat's 62% of the total page views
4 minutes — average reading time

В декабре 1976 года на экраны вышел фильм режиссёра Александра Митты "Сказ про то, как царь Пётр Арапа женил". Уже по итогам проката следующего года он занял шестое место, за год его посмотрело больше тридцати трёх миллионов зрителей. Популярен и любим этот фильм и по сей день.

Идею экранизировать повесть Александра Сергеевича Пушкина "Арап Петра Великого" режиссёр вынашивал не один год и подготовительная работа была проведена колоссальная. Тем не менее, фильм в значительной степени получился совершенно не таким, как мечталось и планировалось. Впрочем, возможно, отчасти это и к лучшему.

Источник
Источник

Роль Ибрагима Ганнибала изначально писалась именно в расчете на Владимира Высоцкого. Конечно, как и полагалось, проводились фотопробы, но все знали, что делалось это "для галочки". Владимир Семёнович принимал в создании фильма активнейшее участие и был очень увлечен этим проектом. Тем большей неожиданностью для Александра Митты стало обращение к нему французского продюсера афро-американского певца и актера Гарри Белафонте с предложением снять в главной роли знаменитого американца. Француз был настолько уверен в безусловном, мгновенном и радостном (еще бы! такая честь!) согласии русского режиссёра, что даже потратился на перевод сценария для Белафонте и определил ему немаленький гонорар. Митта отказался с интересной формулировкой: "Мы снимаем фильм не про эфиопа, а про русского интеллигента. Иностранец просто не сможет это сыграть".

Гарри Белафонте.  Источник
Гарри Белафонте. Источник

Так роль осталась за Владимиром Высоцким. Для съёмок ему наносили сложный грим, в основе которого был сок грецкого ореха. Смывался он крайне плохо, так что еще долго актер выглядел... ну, скажем так, - смуглым. Приходилось распариваться в бане, а потом отдраивать кожу жесткой щеткой.

То, что Володя снимался в этой картине, полностью закрыло ей выход на мир. С точки зрения материально-коммерческой я потерял очень много – всё! Но мне даже в голову не приходило не то, что огорчаться – даже всерьёз обсуждать этот вопрос. Картина имела смысл только с Высоцким
Из воспоминаний А. Митты
На съёмках фильма. Ориентировочно - июль 1975  Источник
На съёмках фильма. Ориентировочно - июль 1975 Источник

Владимир Высоцкий, принимавший самое активное участие в подготовительном этапе работы, рекомендовал режиссёру и кандидатуру своего друга, Валерия Золотухина, - на роль Фильки. И нужно сказать, что выбор был абсолютно верен и точен - в результате получился очень ёмкий и характерный живой образ и одна из лучших работ Золотухина. Это, кстати, один из немногих фильмов, где друзьям удалось сыграть вместе.

Скриншот кадра из фильма
Скриншот кадра из фильма

А еще, как это нередко случается при съёмках фильма с любовной линией, актёру было предоставлено право выбора партнёрши. В результате из всех претенденток на роль героини - Наташи, Высоцкий выбрал совсем юную студентку Горьковского театрального училища Ирину Мазуркевич, успевшую, правда, уже сняться в главной роли в фильме "Чудо с косичками". Но всё же на тот момент актерский опыт у неё был очень невелик. Тем не менее, и этот выбор оказался очень удачным - Наташа получилась и трогательной и живой. И то, что называют "химией отношений" у них с Высоцким явно получилось.

Скриншот кадра из фильма
Скриншот кадра из фильма

Довольно долго фильм существовал без актёра на роль царя Петра. Уже вовсю шли съёмки, а режиссёр всё никак не мог определиться. Наконец удалось буквально сманить Алексея Петренко, застрявшего на затянувшихся съёмках фильма "Агония" (этот фильм снимался почти семь лет). В результате получился великолепный Пётр, возможно, лучший в отечественном кинематографе, но он изрядно сместил на себя акценты фильма. Для Петренко был слегка переписан сценарий и роль Петра Первого, изначально довольно скромная, была увеличена, отчасти - за счет сцен с участием Высоцкого, что не могло не огорчать актёра, не слишком избалованного главными ролями.

Скриншот кадра из фильма
Скриншот кадра из фильма

Еще одним расстройством для Владимира Высоцкого стал отказ от написанных им для фильма песен. То ли режиссёру намекнули, что с песнями Высоцкого фильм в прокат не выйдет, то ли, как рассказывает сам Митта, песни оказались немного "от другого фильма" - того, который виделся Высоцкому, но в итоге так и не осуществился. Действительно, и "Разбойничья" и "Купола" стилистически не очень соответствуют картине.

Было изменено и название фильма - вместо изначального "Арапа Петра Великого" он стал называться "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил". Мы уже привыкли к этому названию, но, честно говоря, особо удачным его не назовёшь. И, опять же, акцент в нём смещается с Ибрагима на Петра. Сам Высоцкий шутил, что теперь вместо главной роли у него "четвертая после запятой". К тому же из двухсерийного фильм при сдаче сделали односерийным, убрав многие значимые сцены - в результате он стал динамичнее, но легковеснее, что тоже расстраивало Высоцкого.

Скриншот кадра из фильма
Скриншот кадра из фильма

Немногие знают, но едва ли не сложнее всего дались съёмочной группе сцены с графиней Луизой де Кавеньяк, французской возлюбленной горячего арапа. Эту роль играла Ирина Печерникова - и играла со сломанной лодыжкой, поэтому ни ходить, ни даже толком стоять она не могла. В результате всю съёмку Высоцкий носил её на руках. К тому же, у них были крайне натянутые отношения, поэтому постельную сцену удалось снять с большим трудом и после огромного количества дублей.

На съёмках фильма  Источник
На съёмках фильма Источник

Отдельно хочется отметить две хоть и небольшие, но великолепные актерские работы - Олега Табакова в роли Павла Ягужинского и бесподобного Михаила Глузского в роли мудрого шута Балакирева. Искренне жаль, что ряд сцен с их участием был сокращен.

Скриншот кадра из фильма
Скриншот кадра из фильма

В результате, фильмом оказались недовольны все - режиссёр, актёры, чиновники из Госкино, критики, оставшийся не у дел французский продюсер, американский певец Белафонте, Михаил Шолохов, написавший гневное письмо и назвавший создателей фильма приспешниками сионизма и очернителями русской истории... А вот зритель, для которого, собственно, и создавалась картина полюбил её сразу и искренне. И любит до сих пор - и это, наверно, самое главное.

Да будет судьба России крылата парусами !
Да будет судьба России крылата парусами !

P.S. Кстати, в фильме, среди детей-учеников Ибрагима, снимались сын самого Александра Митты и сын Марины Влади.

***********************************************************************

Возможно, вам также будет интересно:

Ну и по традиции Дзена напомню, что поблагодарить автора можно лайком. Это несложно. )

Скриншот кадра из фильма
Скриншот кадра из фильма