"Театр" (1978) - совсем другая история

17k full reads
22k story viewsUnique page visitors
17k read the story to the endThat's 80% of the total page views
3 minutes — average reading time

Публика в Советском Союзе действительно была читающая, Сомерсета Моэма знала и любила. Тем более, что в 1978 году в Минске был издан сборник, куда вошли повести "Малый уголок" и "Театр". Издание, правда, было дешевое, в мягкой обложке - зато огромным тиражом. И огромная читающая страна погрузилась в хитросплетения сложных жизненных коллизий великой английской актрисы. Вышедший практически одновременно с книгой фильм ждали с огромным нетерпением и предвкушением.

Источник
Источник
Источник

Как обычно, мнения посмотревших разделились диаметрально - кто-то был в восторге от фильма, кто-то категорически его не принял. Что, как мне кажется, однозначно свидетельствует о том, что лента получилась не проходная. А поставил её на Рижской киностудии режиссёр Янис Стрейч. Он же выступил как сценарист. И даже как актёр, сыграв небольшую роль Автора.

Янис Стрейч в фильме "Театр".  Скриншот
Янис Стрейч в фильме "Театр". Скриншот
Янис Стрейч в фильме "Театр". Скриншот

Фильм был задуман и создан как подарок прекрасной актрисе Вие Артмане к её пятидесятилетию. В те годы вообще были в моде телебенефисы к юбилеям любимых актёров, правда, чаще они создавались в виде киноконцертов, как, например, бенефис Людмилы Гурченко. А вот Янис Стрейч решил поздравить любимую актрису иначе. Наверно, он был прав - многочисленные бенефисы забылись, а созданный им фильм живёт по сей день.

Хотя в те годы было принято приглашать для работы актеров со всего Союза, Стрейч, работавший на Рижской киностудии, решил занять в своей картине исключительно латвийских актёров. С одной стороны, это значительно упростило работу для всей съёмочной группы, с другой - значительно сузило возможность выбора и придало всему проекту некоторую местечковость.

Скриншот кадра из фильма
Скриншот кадра из фильма
Скриншот кадра из фильма

Собственно, несоответствие актёров их книжным прототипам и было основной претензией к фильму. Так, у Моэма, Джулия - нервная худощавая брюнетка. Ей 46, но благодаря многочисленным ухищрениям и железной самодисциплине она выглядит всего на двадцать пять. Вия Артмане - не слишком худая блондинка, выглядящая если и моложе своего возраста, то не намного.

Её партнером стал Ивар Калныньш, один из первых красавцев советского кинематографа. Между тем, Том Феннел у Сомерсета Моэма обладал совершенно заурядной внешностью. Зато редкостным красавцем был муж Джулии, Майкл - чего о Гунаре Цилинском никак не скажешь.

Скриншот кадра из фильма
Скриншот кадра из фильма
Скриншот кадра из фильма

А вот кто стал однозначной находкой для фильма, так это Илге Витола, сыгравшая в фильме служанку Джулии. Более точного попадания в образ и не придумать. Между тем, Илге вовсе не была актрисой - она была реквизитором Рижской киностудии и на глаза режиссёру попалась совершенно случайно. Успех Илге в фильме был настолько явным, что впоследствии она получила еще несколько предложений от режиссёров.

Янис Стрейч выбрал для своего фильма довольно неожиданное решение, создав этакий "театр в театре". Джулия периодически "выпадает" из своего экранного образа, вступая в диалоги то с автором, то с самой собой. Да и закадрового текста, объясняющего некоторые сюжетные моменты, в фильме довольно много. Сложно сказать, хорошо это или плохо - кому-то нравится, кого-то откровенно раздражает. Во всяком случае, это достаточно интересный и необычный подход.

Еще одна безусловная удача фильма - привлечение действительно замечательного композитора, Раймонда Паулса. Он, кстати, даже снялся в этом фильме в крохотной роли пианиста. Ну, а музыка, написанная им для этого фильма, великолепна и очень подходит - как фильму, так и его литературному первоисточнику.

Еще хочется особо отметить Петериса Гаудиньша, сыгравшего сына Джулии, Роджера. Не потому, что сыграл особенно хорошо, а потому, что сложно представить, что из этого "прыщавого английского мальчика" очень и очень скоро вырастет актер, сыгравший Айвенго и капитана Мэшема.

Скриншот кадра из фильма
Скриншот кадра из фильма
Скриншот кадра из фильма

Ну а еще в "Театре" снимались латвийские актёры: Юрис Стренга (драматург), Эдуард Павулс (Джимми Лонгтон), Эльза Радзиня (Долли), Майя Эглите (Эвис Крайтон), Валентинс Скулме (лорд Чарльз). Правда, в фильме все они гооврили не своими голосами - фильм был переозвучен.

А в заключение хочется привести отрывок из воспоминаний Ивара Калныньша о Вие Артмане и этом фильме:

"Джулия Ламберт в исполнении Артмане предстает перед зрителем и мудрой женой, и чувственной любовницей, и мстительной стервой. Потому что она – Женщина и Актриса! А Женщине-Актрисе подвластно все. И прощается тоже абсолютно всё. Тем более, если она гениальная."
Источник
************************************************************

Возможно, вам также будет интересно: