5 балетов, которые стыдно не знать

29.03.2018

Не любите балет, но стыдитесь в этом признаться? Не страшно. На самом деле, балетов, которые нужно знать, не так много.

Давайте прямо сейчас узнаем, как они называются.

1. «Жизель»

История: премьера балета состоялась 28 июня 1841 года в Париже. Российская публика увидела постановку в стенах Большого театра только спустя два года. С той поры «Жизель» никогда надолго не покидала российскую сцену. В образе главной героини блистали танцовщицы первой величины: Павлова, Спесивцева, Уланова, Бессмертнова, Максимова и др.

Сюжет: история первой любви и жестокого предательства. Переодетый в крестьянина дворянин Альберт соблазняет ничего не подозревающую деревенскую девушку. Но обман быстро раскрывается. Когда Жизель узнает, что у возлюбленного уже есть невеста из высшего света, она сходит с ума и умирает.

Ночью Альберт приходит на могилу девушки, где чуть не погибает от рук виллис — невест, умерших до свадьбы. Спасает молодого человека именно Жизель. 

Достаточно мрачный балет, на мой взгляд.

2. «Лебединое озеро»

История: балет на музыку Петра Ильича Чайковского полюбился публике далеко не сразу. Дебют закончился полным провалом. По достоинству зрители оценили «Лебединое озеро» только после того, как его первоначальная хореография была отредактирована балетмейстерами Львом Ивановым и Мариусом Петипа. В новой версии постановку показали публике в 1895 году, на сцене Мариинского театра. В советское время именно «Лебединое озеро» стало визитной карточкой страны. Балет демонстрировали всем высокопоставленным гостям, которые посещали Москву.

Сюжет: постановка основывается на легенде о принцессе Одетте, которая превращена злым колдуном Ротбартом в лебедя. Спасти девушку может тот, кто искренне полюбит ее и даст клятву верности. Принц Зигфрид дает такое обещание, но нарушает его во время бала, когда на нем появляется Одиллия, как две капли воды похожая на Одетту. Для девушки-лебедя это означает только одно — она никогда уже не сможет вернуться к прежней жизни. 

Этот балет — «наше все». Посмотрите его хотя бы кусками. Да и музыка красивая. Это оттуда танец маленьких лебедей.

3. «Ромео и Джульетта»

История: Музыка ко всемирно известному балету была написана Сергеем Прокофьевым еще в 1935 году, но саму постановку зритель увидел через три года, причем не в Москве или Ленинграде, а в Чехии, в городе Брно. В Советском Союзе трагедию Шекспира показали только в 1940 году. В главной роли тогда блистала легендарная Уланова. Кстати, танцовщица (как и многие другие) не понимала музыку маэстро. После премьеры она произнесла шутливый тост: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». 

Сюжет: балет целиком и полностью совпадает с шекспировской трактовкой — влюбленные из враждующих семей в тайне от родных венчаются, но погибают по трагической случайности.

Послушайте музыку из этого спектакля, вы ее наверняка узнаете. Под нее хочется гордо ходить по квартире или убивать (шутка).

4. «Баядерка»

История: «Баядерка» — один из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. Впервые постановка была представлена широкой публике в 1877 году, на сцене петербургского Большого театра. А в 1904 году балетмейстер Александр Горский перенес ее в столицу. С течением времени «Баядерка» подвергалась многочисленным переделкам, неизменной оставалась только сцена «Тени» в исполнении кордебалета. Ее по праву считают настоящим украшением всей постановки и настоящим достижением балетмейстера Петипа.

Сюжет: между Солором и баядеркой (танцовщицей) Никией вспыхивает любовь. Однако девушка нравится не только своему избраннику, но и Великому брамину, который получив отказ красавицы, решает отомстить ей. Раджа Дугманта тоже хочет смерти баядерки, ведь он мечтает выдать свою дочь за Солора. В результате заговора девушка умирает от укуса змеи, которую ее недруги прячут в букете.

Самая сильная часть «Баядерки» — сцена «Тени». Когда Солор засыпает, он видит невероятную картину: длинной вереницей по ущелью среди Гималаев спускается хоровод теней мертвых душ, среди них есть и Никия, которая зовет его к себе.

В некоторых балетах, имхо, эта сцена нудновата.

5. «Спартак»

История: премьера балета состоялась 27 декабря 1956 года в Санкт-Петербурге, и в 1958 — в Москве. Пожалуй, самыми известными исполнителями главных мужских партий в советский период можно назвать Владимира Васильева и Мариса Лиепу. Основой для сценария послужили различные исторические материалы и художественная литература.

Сюжет: В этом балете любовная линия уходит на второй план на фоне противостояния двух главных героев Спартака и Красса.

Спартак поднимает восстание среди гладиаторов, ему удается одержать победу, однако Красс не желает сдаваться и начинает новый поход против своего врага. На этот раз удача на его стороне. Спартак бьется до последнего, однако погибает в неравном бою: большинство его союзников просто струсили и отказались дать отпор противнику.

Здесь очень крутая музыка и финал.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях. Мне будет приятно, а другим полезно.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Фестиваль Юна Фоссе (6-9 апреля, МСК+СПБ)
12 пунктов о великом Юне Фоссе (которые вы должны знать)

Хотите мне что-то сказать? Напишите вот сюда: https://www.facebook.com/nina.benua

Я пытаюсь вести Инстаграм по рекомендации одного из театров, иногда самые свежие эмоции можно найти там: https://www.instagram.com/nina_benoit24/

Читать Post Benua лучше в Facebook: https://www.facebook.com/postbenua/

Рецензия:

Фауст на Патриарших. Опера-кроссовер. «Фауст» — Новая Опера
ПРЕМЕРА: Как смотреть «Басню» в Театре на Таганке

Интервью:

Екатерина Дубакина: о своем дебюте, премьере и о том, что режиссура — не полностью мужская профессия

Предыдущие посты:

6 редких фактов о современном балете
5 современных пьес, на которые можно пойти в театр первый раз
12 пунктов биографии Аллы Сигаловой (которые вы должны знать)