5 главных женщин Рудольфа Нуреева

О том, что феноменальный танцовщик Рудольф Нуреев был нетрадиционной ориентации знали все. Собственно, он особо не скрывал этого. Но в жизни любого человека, какой бы ориентации он не был, обязательно будут важные женщины и мужчины.

Сегодня — о пяти важных женщинах, которые сыграли в судьбе Нуреева огромную роль.

1. Фарида Нуреева. Мать.

Отношения Рудольфа с матерью нельзя было назвать простыми. Семья жила бедно, а потому Фариде Нуреевой было не до ласк и задушевных разговоров с детьми. Она думала только о том, чем накормить Рудика и его сестер, во что их одеть. Когда спустя много лет танцовщик принял решение остаться за границей, мать не смогла смириться с его выбором и еще долго пыталась уговорами заставить сына вернуться. Однако именно эта женщина, сама того не подозревая, помогла ему выбрать профессию. Когда мальчику было 5 лет, она впервые отвела будущего танцовщика на балет. 31 декабря Фарида Нуреева вместе с четырьмя детьми пришла в Башкирский театр оперы и балета, имея на руках только один билет. У входа образовалась давка, но вся семья чудом смогла попасть на спектакль. От увиденного на сцене Рудик был в восторге. Именно тогда он принял решение связать свою жизнь с танцем. Позже он сам скажет об этом так: «…Мною овладела абсолютная убежденность, что я рожден танцевать…»

2. Анна Удальцова. Педагог.

До десяти лет Нуреев занимался в кружках народного танца, а в 1948 году впервые столкнулся с классикой и начал обучение у Анны Удальцовой. В свое время эта балерина выходила на сцену с легендарными Анной Павловой и Тамарой Карсавиной в знаменитых «Русских сезонах» Дягилева. В Уфе она обосновалась после того, как ее супруга сослали на север. Удальцова была прекрасным педагогом и смогла разглядеть в Нурееве его потенциал. Через год, когда мальчик усвоил азы классического танца, Анна Ивановна посоветовала ему брать уроки у своей подруги Елены Войтович.

Балерина до конца своих дней гордилась успехами ученика, рассказывая о его триумфе друзьям и знакомым, хотя после бегства танцовщика за границу говорить о нем было не принято. Советская власть делала все, чтобы страна как можно скорее забыла «предателя», и у нее это прекрасно получалось. Кстати, когда Рудольф впервые смог приехать на родину, он навестил своего педагога. К тому моменту ей было сто лет!

3. Наталия Дудинская. Партнерша.

Когда Нуреев окончил Ленинградское хореографическое училище, перед ним открыли свои двери сразу два театра: Большой и Кировский (в настоящее время Мариинский театр — прим. ред.). Рудольф отдал предпочтения последнему. Отчасти это решение он принял благодаря Наталии Дудинской. Говорят, что после экзаменов прима-балерина сама подошла к танцовщику и заявила, что если он останется в Петербурге, то она встанет с ним в пару. Молодой артист мог только мечтать о таком тандеме, ведь тогда он еще был никем. Опыт и авторитет Наталии Михайловны могли быстро исправить текущее положение дел. Их дебют в «Лауренсии» в ноябре 1958 года произвел эффект разорвавшейся бомбы и стал началом блестящей карьеры Нуреева на родине.

4. Нинет де Валуа. Директор театра.

Нинет де Валуа больше 30 лет являлась директором Королевского балета Великобритании. 15 из них она сотрудничала с Нуреевым. Казалось бы, после его триумфального дебюта с Фонтейн Нинет должна была с распростёртыми объятьями принять звезду советского балета в свою труппу на постоянной основе, однако его вспыльчивый характер и острый язык заставили женщину почти год размышлять над тем, чтобы подписать с ним контракт. Несмотря на эти сомнения, Нинет очень тепло относилась к Рудольфу и часто закрывала глаза на его маленькие «грехи», чем, конечно, вызывала гнев других артистов. Она относилась к Нурееву как к сыну. А он видел в ней свое полное отражение. Живая, решительная и бескомпромиссная Нинет была, по сути, Нуреевым в юбке. Кстати, тот факт, что Королевский балет принял в свои ряды советского танцовщика, был тогда уникальным, ведь труппа состояла только из людей, имеющих британское подданство.

5. Марго Фонтейн. Главная женщина всей профессиональной жизни.

Есть две версии того, как Рудольф познакомился с Марго. Если верить Фонтейн, все произошло благодаря ее агенту, который буквально уговорил приму лондонского Королевского балета встать в пару с молодым танцовщиком. Однако Нуреев утверждает, что танцовщица сама стала инициатором их знакомства и лично пригласила его выступить на ее благотворительном вечере. Как бы то ни было, встретившись, эти двое создали неповторимый дуэт. А ведь до этого 42-летняя Фонтейн собиралась уходить со сцены. Совместный дебют Рудольфа и Марго в «Жизели», когда овации не смолкали долгих 40 минут, заставил балерину на десять лет забыть о завершении карьеры.

Вокруг отношений артистов ходило много слухов. Несмотря на то, что Фонтейн была официально замужем, а Нуреев не скрывал своей гомосексуальности, некоторые считали их любовниками. Есть версия, что бездетная балерина забеременела от Нуреева, но то ли сделала аборт, то ли просто потеряла ребенка. Правда, у подобных слухов нет никаких доказательств, лишь одно известно точно: эти двое были прекрасными друзьями и проводили много времени не только в репетиционном зале, но и за его пределами. Партнерство танцовщиков раскрыло каждого из них на все 100%.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях. Мне будет приятно, а другим полезно.

Хотите мне что-то сказать? Напишите вот сюда: https://www.facebook.com/nina.benua

Читать Post Benua лучше в Facebook: https://www.facebook.com/postbenua/

Предыдущие посты:

6 редких фактов о современном балете
5 современных пьес, на которые можно пойти в театр первый раз
12 пунктов биографии Аллы Сигаловой (которые вы должны знать)