Почему в театр ходит больше женщин, чем мужчин?

15.05.2018

За редким исключением, в театральном зале больше женщин, чем мужчин. Как такое могло произойти, если еще век назад и создателями и потребителями искусства были мужчины?

В древности ситуация складывалась по-разному. В Греции женщине не требовалось разбираться в искусстве, хотя посещать театрализованные представления она могла. Приличный мужчина в те времена, наоборот, должен был идеально разбираться в искусстве и философии. На Востоке, особенно в Японии, женщинам в равной степени с мужчинами нужно было уметь изящно выражаться и играть на музыкальных инструментах. В Европе такие требования к женщинам стали предъявляться только в эпоху Возрождения. До этого — мрак сплошной. В Средние века, которые так романтизированы писателями и художниками, ни прекрасным дамам, ни их рыцарям быть сведущими в искусствах совершенно не требовалось.

«Вторжение» женщин на территорию искусства началось с королев и фавориток королей. Правительницы, которые имели достаточный уровень образования, проявляли интерес к искусству, сами занимались им и могли финансово позволить себе поддерживать искусство. При дворе определенных королев оно начало расцветать и формироваться (я умышленно опускаю имена правительниц, чтобы оставить только логический скелет. Не будем отвлекаться от главного). То же самое делали и фаворитки королей, которые так же обладали определенным статусом в обществе и которым нужно было чем-то заниматься в свободное время (не сельским же хозяйством, в самом деле).

Позже тема с женской поддержкой искусства разрослась все больше. Занятие творчеством особо не порицалось, а в обществе, где о феминизме не слышали, стало единственным местом, где женщины могли себя хоть как-то проявить. Со временем, в эпоху Просвещения, появилась культура салонов, которые открывали состоятельные дамы. Там собирались художники и философы, а так же те, кто хотел им финансово помочь (заодно и заработать на них). Снова получается, что внутренние процессы искусства происходили под женским присмотром, хотя в глобальном смысле искусством все еще правили мужчины.

Постепенно женщины становились все более образованными, но им все так же не было место в мужском мире, где можно себя проявить. Мужчины зарабатывали на жизнь и содержание семьи, а женщины извращались друг перед другом в эстетстве и мерились достижениями в познаниях изящного.

Ситуацию окончательно перевернули две мировые войны. Во-первых женщинам пришлось занять многие социальные роли мужчин, а во-вторых в обществе сформировался стереотип «мужчина-воин», который не подразумевал, что мужчине должно заниматься всякими глупостями вроде искусства. Его задача — воевать и защищать.

Однажды изменившись, эта схема не вернулась к своему началу. Даже сейчас среди потребителей искусства намного больше женщин (соотношение практически 70 на 30). Логика проста — за эстетическое образование и способы проведения досуга в семье или паре обычно отвечает женщина. У нее больше времени (мужчина вечно занят), а значит она может лучше разобраться в том, куда повести супруга или что именно в этом году нужно посмотреть детям.

Собственно, все к этому шло =) И это нормально, искусственно исправлять ситуацию не нужно. Возможно, она сама изменится. Лет через сто.

Понравилась запись? Пожалуйста, лайкните ее, это очень важно для авторов Дзена. А если понравилась сильно — то расскажите о ней в социальных сетях =)

Хотите мне что-то сказать? Напишите вот сюда: https://www.facebook.com/nina.benua

Читать и комментировать Post Benua лучше в Facebook: https://www.facebook.com/postbenua/

Еще есть Инстаграм, в котором всякие фото с артистами и из-за кулис: https://www.instagram.com/nina_benoit24/

Предыдущие посты:

Три «большие» дочери и одна огромная внучка
9 пунктов биографии Анны Павловой
Неприятная правда о Федоре Шаляпине