Современный театр — это не про члены

02.05.2018

Мне 24 года. В театр первый раз я попала в 6 лет. В 16 лет я попала за кулисы и осталась.

И да, меня встряхивает, когда я слышу выражение «современный театр». Особенно в Москве. Приличные люди морщатся при употреблении этого выражения, продвинутые — говорят с придыханием. Я трясусь. Потому что понимаю, что диалог сейчас уйдет либо в разбрызгивание слюны, либо в многословный пафос, из которого оба участника выплывут с трудом, уставшие и к утру.

Что делают в современном театре?

Давайте сразу вспомним, что «классического» театра не существует. Есть традиционный театр — где все в костюмах и говорят по написанному.

В современном театре занимаются немножко не этим.

Здесь может не быть идеи, морали, четкого сюжета, литературного текста. В некотором смысле задача современных постановок — погрузить человека в определенное состояние диалога с собой. Хороший современный спектакль — когда вы не в состоянии его пересказать другу, но за время, пока вы сидели (стояли, лежали), вы передумали кучу интересных мыслей.

Здесь можно меня покритиковать и сказать, что современный театр — это вообще не жанр, а все то, что происходит сейчас на сценах театров, где используются современные технологии, всякие проекторы, голограммы и все такое. Это тоже верно. Но далее в тексте я буду называть современным театром то, что относится к «заумному», непонятному и критикуемому.

Без сцены и актеров

Еще современный театр тяготеет к иммерсивности. То есть к взаимодействию со зрителями и пространством. Тут снова можно поморщиться, мол, не спектакль это вовсе, настоящий спектакль играется на сцене. Отчасти верно, но современный театр — он не играется вообще нигде, он играется в голове у зрителя. Чтобы понять как это, сходите на любой променад-спектакль. Я не испытывала более сильных и странных ощущений, чем когда проходила променад-спектакль, в котором мне предложили закрыть глаза и послушать, как ветер уносит мысли, время, людей. В это время меня окружало около 20 таких же зрителей с закрытыми глазами. Голос в наушниках говорил мне что-то об одиночестве человека в потоке времени, а когда он приказал открыть глаза и оглянуться, я поняла, что половины людей нет, мы сидим поодиночке в нескольких метрах друг от друга. И в наушниках звук ветра. Это удивительно и очень эмоционально. В этом же спектакле мы дошли до огромного зеркального фасада здания, рассмотрели огромное граффити с древом жизни, голос повествовал что-то философское, после чего предложил нам обернуться и посмотреть на себя в отражение. Поверьте, в этот момент одолевает бешеный восторг — точка нахождения зрителя подобрана таким образом, что ты не отражаешься в зеркале. И голос в наушниках говорит, что это прекрасно, так как теперь, когда вы невидимы, можно продолжить путешествие в другом состоянии. Это транс. Это — один из видов современного театра.

Придется думать — но как это сделать?

В традиционном театре все достаточно разжевано. Есть конфликт, есть прекрасные актеры, которые пересказывают прекрасный текст. Мы сидим, примеряем образы на себя, раздумывем, кто прав, кто виноват, а потом нам, так или иначе, говорят мораль. Мы получили отпечаток опыта, который не получили бы сами и ушли довольные. Это очень важно и прекрасно, это то, что обогащает душу.

Современный театр ничего не говорит. В нем вообще нет правых и не правых. В нем говорить придется вам, причем с самим собой. Отчасти современный спектакль нужно выдумать. В это же время нужно умудриться успеть погрузиться в язык режиссера и поймать его волну. Как показывает практика — это намного сложнее, чем просто сидеть воспринимать готовую мораль от гениального автора.

Поэтому:

1) Перед современным спектаклем желательно почитать о том, куда вы идете. Это поможет хоть немного заранее погрузиться в его атмосферу и не тратить время спектакля на то, чтобы понять, что происходит.

2) Ничего не ждем, когда идем.

3) Максимально распахиваем сознание, готовимся думать, не отвлекаться и слушать себя.

4) Не нравится — уходим. Когда не вызывает вообще ничего или вызывает слабо.

5) Обязательно приходим еще и побольше, учимся разбираться в направлениях современного театра (документальный, физический) и ищем, что нам нравится больше.

Это все да, но почему везде голые мужики?

Ах да, нужно что-то сказать про члены. На самом деле, любой язык со временем видоизменяется, обогащается и мутирует. В балете есть один язык, где по взмаху руки можно понять целую фразу, которую говорит персонаж. В традиционном театральном языке есть еще большая куча всяких фишечек, реплик апарт, решений в гриме, костюмах, реквизите... Язык современного театра приносит новые «фразы». Голое тело на сцене — одна из них, при помощи которой, например, иногда говорится о беззащитности, наивности человека. Присмотритесь, зачем голое тело на сцене? Оно скорее всего, о чем-то говорит, что вы сами сможете трактовать, если позволите себе поразмышлять о голом теле — пугающее, близкое к первым минутам жизни одиночество, стыд, беззащитность, полный провал всех планов?... В каких ситуациях человек чувствует себя «как голый»?

Современный театр не всегда нужно разбирать дословно, анализируя каждый символ, но на крупные стоит обратить внимание. Наша жизнь приносит новые понятия, поэтому переносить их на сцену и делать частью театрального языка — не оскорбление искусства.

Да, эта леди тоже символ современности
Да, эта леди тоже символ современности

Современный театр — это про нас с вами. И даже не в том смысле, что он про наших современников (не всегда), он именно про нас, потому что происходит с нами и в нашей голове.

Это удивительный опыт, попробуйте. Учитесь расширять сознание, а то чо как лохи.

Понравилась запись? Пожалуйста, лайкните ее, это очень важно для авторов Дзена. А если понравилась сильно — то расскажите о ней в социальных сетях =)

Хотите мне что-то сказать? Напишите вот сюда: https://www.facebook.com/nina.benua

Читать и комментировать Post Benua лучше в Facebook: https://www.facebook.com/postbenua/

Еще есть Инстаграм, в котором всякие фото с артистами и из-за кулис: https://www.instagram.com/nina_benoit24/

Предыдущие посты:

Почему в театре много геев
7 знаменитых неактрис в театре
Не только Нуреев