«Двадцать дней без войны». Фильм Алексея Германа по сценарию Константина Симонова

24 June

24 июня по всей России прошли Парады Победы в честь 75-летия со дня окончания Великой Отечественной. Стоило ли устраивать праздник во время пандемии коронавируса? Вопрос дискуссионный. К сожалению, та ужасная война давно уже стала политическим инструментом. Совсем скоро пройдет голосование по поправкам в Конституцию (все ради обнуление президентских сроков Владимира Путина), поэтому смотр танков, самолетов и прочил орудий убийств прекрасно подходит для поднятия ура-патриотического духа у не самого искушенного россиянина. Все эти мероприятия насквозь пропитаны фальшью и неуважению к тем, кто когда-то сражался за мир.

фото: https://www.film.ru/photo/frames/dvadcat-dney-bez-voyny
фото: https://www.film.ru/photo/frames/dvadcat-dney-bez-voyny

Алексей Герман в далеком 1976 году представил картину «Двадцать дней без войны». Режиссер много раз говорил, что его фильм - против фальшивого представления войны на экране. И Герману удалось справится с поставленной задачей.

Фронтовой журналист Лопатин приезжает в Ташкент в двадцатидневный отпуск. За это время он успевает навестить жену погибшего товарища, навестить собственную семью, встретить новый 1943 год, побывать на киностудии и влюбиться.

«Двадцать дней без войны» - невероятно тонкое и новаторское высказывание о Великой отечественной. Герман был новатором, поэтому решил снимать происходящее практически документально, с использованием длинных кадров. Самый сильный момент фильма - монолог летчика-капитана, снят именно таким способом. На первый планы вышли обычные люди, а не партийный герои с криками «За Родину, за Сталина». Сюжет наполнен деталями - грязные зимние улицы, ужасные дома, грязная одежда, разрушенные интерьеры. Все это погружает зрителя в атмосферу фильма.

Несомненным успехом фильм является кастинг. На главные роли Герман позвал Юрия Никулина и Людмилу Гурчинко. первый был известным комедийным актером и циркачем, вторая - актриса нон-грата, которая когда-то сыграла в успешном мюзикле. Стоит ли говорить, что минкультовские товарищи были не довольны и пытались диктовать режиссеру «условия партии». Хорошо, что автором сценария был известный писатель Константин Симонов (фильм основан на его повести), который поставил на место совковую номенклатуру. Герман не ошибся с выбором героев. Лопатин - одна из лучших ролей Юрия Никулина.

«Двадцать дней без войны» - великий антивоенный фильм о любви во время войны. Тем, кто «на Берлин, может повторим» смотреть обязательно. Может хоть немного мозги на место встанут, хотя таким людям уже вряд ли можно хоть чем-то помочь.

Еще один хороший антивоенный фильм по ссылке