История одного жанра. Френч-хаус

1 March

Вспомним французский хаус по случаю безвременной кончины группы Daft Punk. Отправляемся в Париж.

фото: https://consciouselectronic.com/2020/01/19/daft-punks-debut-album-homework-turns-23/
фото: https://consciouselectronic.com/2020/01/19/daft-punks-debut-album-homework-turns-23/

Френч-хаус (Френч-тач) - жанр электронной музыки, возникший во Франции в начале 90-х годов. Характеристики - темп от 110 до 130 ударов в минуту, диско/фанк семплы, «мягкий» саунд, предпочтение частотным срезам и фэйзерам.

Начало 90-х. Становление жанра

В конце 80-х хаус-революция проносится по Европе и оседает в Англии в форме эйсид-хауса. Во Франции тоже устраивают модные тусовки с новой музыкой и даже привозят актуальных английских диджеев. На разогреве у них играют французские ребята. Например, активно пропагандирует хаус-музыку Лоран Гарнье, который некоторое время жил в Манчестере и работал в культовом клубе Хасиенда. Но хаус-музыка по каким-то причинам долгое время не приживается во Франции.

Хаус и техно революции происходят во Франции в начале 90-х годов. Новое поколение активно посещает рейвы и другие клубные мероприятия. С 1992 по 1994 года активно формируется локальная сцена и появляются лейблы. Промоутер Ману Касана запускает Rave Age Records еще в 1989-м, но его время приходит только в 90-е. Эрик Моранд и Лоран Гарнье открывают в 1994 году F Communications. Отдельное электронное направление открывает крупная сеть магазинов FNAC.

И тут мы подходим к важному моменту для понимания френч-тач музыки. Во всем мире в 90-е годы электронщики разбились по тусовкам - в одних местах играло только техно, в других - только хаус, совсем отдельной жизнью жил драм-н-бейс. Во Франции же в клубах в рамках одного сета дидижей играл техно, хаус, диско, фанк и даже рок вперемешку. Это оказало огромное влияние на звук ранней френч-тач музыки. На первых релизах того же Лорана Гарнье можно услышать треки в разных жанрах - техно, даунтемпо, хаус и даже элементы хип-хопа. К середине 90-х годов во Франции уже сформировалась своя дэнс-сцена, которую и назовут френч-тач.

Daft Punk

В 1992 году друзья Тома Бангальте, Ги-Манюэль де Омем-Кристо и Лоран Бранкович (позже участник популярной группы Phoenix) создают рок-группу Darlin'. Ребята играют музыку в духе своих любимых The Beach Boys, MC5 и The Stooges. Первые треки Darlin' попадают на сборник лейбла Duophonic, который в свою очередь попадает на рецензию в английский Melody Maker. Музыку группы рецензент описывает выражением «a bunch of daft punk». Ребятам настолько это понравилось, что после роспуска Darlin' Тома и Ги-Манюэль называют свою новую группу Daft Punk.

В 1994 году Daft Punk выпускают первые треки. Звучит все это как обычное техно, которого в то время уже было бесконечно много. В 1995 году Тома на своем лейбле Roulé издает EP Trax On Da Rocks, на котором уже вырисовывается направление, которым будут двигаться Daft Punk дальше. К техно и саунду драм-машины TR-909 Тома подкладывает диско-лупы, обработанные фильтрами. Эти наработки Daft Punk используют в своем дебютном сингле Da Funk. Трек моментально становится популярным не только во Франции, но и в Англии. Группа подписывает выгодный контракт (считай, без creative control) с мейджор-лейблом Virgin Records.

Вторая половина 90-х. Расцвет

С 1995 по 1997 уже сформировалась та самая французская сцена - Daft Punk, St. Germain, дуэт Air, Cassius, Alan Braxe и далее по списку. Журналисты окрестили их стиль «фильтр-хаус».

В 1998 году супергруппа Stardust выпускает сингл Music Sounds Better With You, который становится международным хитом. С этого момента поп-журналисты со всех стран мира поехали в Париж слушать новый модный звук. В 1999 году на MTV применяют термин «френч-тач» для описание музыки Daft Punk и их коллег.

С 1999 по 2001 года френч-электро музыканты пользуются бешеной популярностью на рынке. Modjo, Air, Phoenix, Bob Sinclar, Etienne de Crécy выпускают коммерчески успешную музыку. Но настоящими долгоиграющими суперзвездами становятся Daft Punk. В рамках промо к альбому Discovey ребята придумали легенду - во время работы в студии у них взорвался семплер и их кожа покрылась микросхемами, поэтому им приходится носить маски. Этот миф уже подзабыт, зато маски стали символом группы.

Середина нулевых. Тренд на утяжеление

Ближе к середине нулевых эпоха классического фрэнч-тача закончилась. Жанр начал меняться. В 2002 году менеджер Daft Punk Педро Винтер aka Busy P организовывает лейбл Ed Banger. Примерно с этого момента французские электронщики берут курс на утяжеление. За несколько лет Педро формирует новую электронную сцену, лидерами которой становится дуэт Justice. Поимо этих безумных рокеров (документальный фильм A Cross the Universe обязателен к просмотру) на Ed Banger подписаны SebastiAn, DJ Mehdi, Mr Oizo и много кто еще (список тут). Daft Punk тоже утяжеляют звук на альбоме Human After All. Но это уже совсем другая история.

Плейлист

С чего начать знакомство с жанром.

1. Daft Punk - Around the World

2. Motorbass - Bad Vibes

3. Modjo - Lady (Hear Me Tonight)

4. Stardust - Music Sounds Better With You

5. Mr Oizo - Flat beat

6. Cassius - 1999

7. Phoenix - Heatwave

8. Dax Riders - Midnite Underground

9. Justice - Stress

10. Air - Kelly Watch The Stars

Предыдущий выпуск:

Синти-поп

Мемфис-рэп