История одного жанра. Трип-хоп

19 September 2020

Продолжаем серию просветительских постов о важных музыкальных жанрах. Сегодня отправляемся в британский город Бристоль, где в конце 80-х появился трип-хоп.

фото: https://www.bristolpost.co.uk/whats-on/whats-on-news/new-study-claims-banksy-not-4022
фото: https://www.bristolpost.co.uk/whats-on/whats-on-news/new-study-claims-banksy-not-4022

В конце 80-х - начале 90-х брейбит эволюционировал в два отдельных направления. Первый журналисты назвали джангл и он был быстрым и взвинченным. Второй - эмбиент хип-хоп (именно так изначально назывался трип-хоп) был более заторможенным и депрессивным. Отличительные черты трип-хопа - неторопливый ритм, заимствованный из хип-хопа, женский вокал или мужской интровертный речитатив, триповый гипнотический грув. Обыватель ассоциирует жанр с бристольской троицей - Massive Attack, Tricky, Portishead. Но трип-хоп бывает разные и не ограничивается только этими именами. Некоторых исполнителей можно будет послушать в плейлисте, представленном ниже.

Немного истории. Бристоль - бедный портовый город, которые в 60-е годы XX века был заселен эмигрантами. Местом сбора молодежи становится клуб Dug Out. Туда ходят выходцы из Ямайка, предпочитающие даб и афробит и белые работяги, увлеченные хип-хопом. В первой половине 80-х Dug Out постоянно посещают молодые ребята, именующие себя The Wild Bunch. В банду входят будущие участники групп Massive Attack и Soul II Soul, Трики и диджей Майло Джонсон. Одну из вечеринок The Wild Bunch посещает шведская певица Нене Черри, которая сыграет важную роль в появлении трип-хопа.

В 1989 году Черри записывает дебютный альбом Raw Like Sushi на мейджор лейбле Virgine. Для записи она привлекает модных английских электронных музыкантов, в том числе участников Massive Attack. Трек Manchild звучит как классический трип-хоп. Историки сходятся во мнении, что это один из первых синглов жанра. Черри понравилось работать с бристольскими музыкантами, поэтому она заставляет Massive Attack подписать контракт с Virgine и помогает записать ребятам дебютный альбом в 1991 году.

Работа над Blue Lines - это уже история. Черри постоянно заставляла музыкантов работать, готовила им еду и отбирала наркотики. Восемь месяцев спустя Blue Lines был готов.

В 1994 году выходи Dummy группы Portishead. Поначалу британская пресса холодно встретила альбом, иронично назвав стиль группы готическим хип-хопом. Но Джэффа Барроу, Бет Гиббонс и Эдриана Атли не особо волновали отзывы в модных журналах. Ребята любили запираться в студии, курить траву и слушать музыку. Внешний мир не был им интересен.

Примерно в это же время трип-хоп саунд начал проникать и в другие города. В Лондоне, например, Bomb the Bass записал альбом Clear в 1995 году, где было несколько классических трип-хоповых треков.

Но главный прорыв в 1995 году случился все-таки в Бристоли. Эдриан Тоуз по прозвищу Tricky записал альбом Maxinquaye, который сделал весь этот медленный грув частью поп-культуры. После 1995 года мейнстрим-звезды начали использовать элементы трип-хопа в своих альбомах. Мадонна, Кайли Миноуг, Джанет Джэксон и многие другие попсовые артисты на какое-то время увлеклись жанром.

К концу девяностых - началу нулевых мейджор-лейблы и музыкальные издания резко прекратили интересоваться трип-хопом. Идеи девяностых были на какое-то время поставлены на паузу или полностью отвергнуты. Например, кроссовера техно и рока так и не случилось. Трип-хоп жив и по сей день, но грува 90-х уже нет.

Ну а теперь послушаем несколько трип-хоп треков.

1. Neneh Cherry - Manchild

2. Massive Attack - Five Man Army

3. Portishead - It Could Be Sweet

4. Tricky - Hell Is Round the Corner

5. Bomb the Bass - Winter In July

6. Unkle - Be There

7. Lamb - Wise Enough

8. Saint Etienne - Only Love Can Break Your Heart

9. HAELOS - End of World Party

10. Madonna & Massive Attack - I Want You

История одного жанра:

Постпанк

Краут-рок

Шугейз

Техно

Психоделический рок