Культовое американское кино. «Терминатор»

9 November 2019

23 октября состоялась премьера фильма Тима Миллера «Терминатор: Тёмные судьбы» («Terminator: Dark Fate»). Очередная попытка продолжить франшизу предсказуемо обернулась провалом. Поэтому сегодня вспомним самого первого «Терминатора», которого Джеймс Кэмерон снял в далеком 1984 году.

Киборг-убийца был отправлен из постапокалиптического будущего в 1984. Его цель - убить Сару Коннор, которая является матерью Джона Коннора. Именно этому парню суждено стать лидером сопротивления и выиграть войну с машинами. На защиту Сары Джон отправляет своего лучшего солдата Кайла Риза. Ему нужно защитить ее любой ценой, иначе человечество будет уничтожено.

«Терминатор» - это стопроцентный постмодернистский арт-эксперимент. Студийные боссы выделили молодому Кэмерону всего шесть миллионов на фильм, наивно думая, что получать посредственный хоррор категории B. Но Джеймс был слишком хорош, во многом благодаря работе с великим Джоном Карпентером. Некоторые спецэффекты до сих пор выглядят очень неплохо. Но суть не в этом. Главная особенность фильма - история. Кэмерон смешал несколько тем в один коктейль - ядерная катастрофа, путешествия во времени, противостояние робота и человека.

Определить жанр кино будет непросто, уместнее всего назвать «Терминатора» научно-фантастическим хоррором. Герои бесконечно убегают от киборга-убийцы, которого невозможно убить. Режиссер постоянно нагнетает атмосферу, создавая у зрителя ощущение надвигающегося ужаса. В этом помогает музыка композитора Брэда Фиделя. Кэмерон отлично усвоил уроки по созданию саспенса, тут вопросов нет. В фильме есть типичная хоррор-сцена. После взрыва грузовика герои начинают чувствовать себя в безопасности, но они не замечают, что из огня поднимает все еще функционирующий терминатор. Действие фильм по большей части происходит ночью и это создаёт мрачную атмосферу. Сцены из будущего тоже формируют атмосферу картины - руины американских городов, человеческие черепа, люди, живущие в канализациях. Занятно, что Кэмерону пришлось отстаивать финал. Студийный толстосумы хотели, чтобы фильм заканчивался взрывом бензовоза. Но Джеймс открыто послал их очень далеко и не прогадал. Фильм заработал много денег, получил восторженные отзывы критиков и через семь лет обзавелся очень сильным сиквелом.

Линда Хэмилитон, Майкл Бин и Лэнс Хнриксен прекрасно отыграли свои роли. Но отдельно необходимо отметить Арнольда Шварценеггера в роли терминатора. Необходимо признать - экс-губернатор Калифрнии никогда не был выдающимся актером. Но тут он идеально подошел для роли бездушной машины-убийцы, которая не испытывает никаких эмоций. Минимум фраз, практически никакой мимика, холодный взгляд - Арни справился с этим очень хорошо и стал навсегда ассоциироваться с ролью терминатора. Очень жаль, что в нулевые годы он согласился сниматься в бесконечных продолжениях культовой дилогии Кэмерона. Очень жаль, что не очень-то одаренные люди так надругались над прекрасной историей, которую придумал Джеймс. Режиссерская версия второго «Терминатора» заканчивается сценой из будущего, где нет никакой войны, а Джон Коннор играет со своим ребенком. Лучше бы все так и осталось.